ЧАСТЬ 1 "МИГ", 30.5.2001
http://kabbalah.info/ruskab/pressa/mig_30_5_01.htm
В истории Каббалы есть несколько вершин, определивших не только ее развитие, но основное направление духовного пути человечества. Книги "Разиэль а малах" и "Сефер ецира", с которых начинается история Каббалы, стоят на полках любого магазина религиозной литературы, но книга, написанная Моше, остается бестселлером на протяжении многих веков и стоит на полке в доме каждого цивилизованного человека. Тора рассказывает якобы о нашем мире, а на самом деле подразумевает тайные силы, происшествия, воздействия, информативные, силовые входы и выходы, катаклизмы - и обо всем этом повествует как об историческом развитии человечества. В Торе Моше развивает идею о постижении Высшего мира, но не каждый способен разглядеть за описанными семейными и историческими событиями нечто более глубокое; раскрыть это могут, каббалисты. Люди ищут в Торе коды, находят в ней всевозможные зависимости. Есть миллионы видов связей между любыми частями Торы, потому что каждая часть связана со всеми остальными. Подсчитано количество букв, слов, выражений, блоков... В последнее время с помощью компьютеров произведена огромная работа по изучению внутренней структуры, видов букв, их составных частей. В итоге это ничего не дает человеку, потому что он не знает, что стоит за каждым символом, за каждой точкой, за каждым наклоном буквы, за каждым сочетанием, за определенным перемещением слов. Тора изначально написана как одно-единое слово без разрывов, разделенное затем на более короткие слова, а те, в свою очередь, - на буквы, элементы. В итоге мы приходим к анализу буквы: точка и выходящая из нее черточка. Черная точка на белом фоне обозначает источник света, исходящий свет. Если он исходит сверху вниз от Высшей силы -Творца - к творению, то обозначается вертикальной черточкой, если это - сила, относящаяся ко всему мирозданию, то она обозначается горизонтальной черточкой. В принципе, это вся информация, исходящая к нам от Творца: всевозможные сочетания черточек, точек - они все зависят только от этих двух посылаемых к нам сигналов: - личный сигнал, посылаемый Творцом человеку, - прямая вертикальная линия (распространение света "хохма "); - готовность принять сигнал от Творца человеком - горизонтальная линия (распространение света "хасадим "). Все остальное - это всевозможные связи и комбинации света "хохма" и света "хасадим", которые создают, таким образом, код, расшифровка которого всегда связана с текущим моментом жизни. Человек, читающий Тору,-если он обучен правильно воспринимать ее, через эти черточки и линии видит свое прошлое, настоящее и будущее. Ключом, с помощью которого можно правильно читать Тору как инструкцию выхода в духовный мир, является книга "Зоар" (сияние). Она комментирует пять частей Торы, объясняет то, что нам надо понимать внутри текста Моше. Для того чтобы разобрать более подробно, что же нам передал Моше, его ученики в течение многих сотен лет выпустили еще несколько основополагающих комментариев. Первый из таких комментариев к Торе называется "Мишна", там описываются все законы мироздания в виде земных законов, т. е. объясняется человеку в нашем мире, что ему следует делать, а что запрещено - то есть всем известные заповеди. Но, выполняя в нашем мире заповеди, человек не видит в них никакого проку. Он должен кошерным способом забивать скотину, кошерно приготавливать пищу, должен определенным образом относиться к жене, детям... тысячу всяких своих житейских проблем решать с помощью этих законов, которые в нашем мире совершенно не оправданны. Это так называемые "каванот" - скрытые намерения людей произвести нечто в Высших мирах. Следующее поколение - это мудрецы Талмуда, объяснившие нам значение каждой заповеди и правила их выполнения. Они понимали, что эти законы даны человеку, чтобы с их помощью он смог стать разумным исследователем природы нашего и Высшего мира, а не только для того, чтобы провести здесь отпущенные годы. Мишна и Талмуд написаны земным языком, и если человек читает, не имея ключа, находящегося в книге "Зоар", и указывающего ему, каким образом понимать Мишну и Талмуд, то он видит лишь рекомендации правильного жизненного религиозного уклада. На самом деле, все эти великие книги объясняют устройство мироздания и то, как мы можем использовать эти законы самым оптимальным образом, почему на нас нисходят сверху имено такие силы, каким образом мы можем преобразовать их так, чтобы всегда получать правильный отклик, т. е. быть активными элементами всей системы мироздания. Тот, кто начинает изучать Каббалу, замечает, что причина всех несчастии в нашем мире, всех страданий, которые испытывает каждый из нас и все человечество в целом на протяжении всего своего пути, заключается в неправильной трактовке происходящего вокруг нас. Неправильно реагируя на события, мы еще более усугубляем наше положение, к нам возвращаются наши неправильные реакции на наше же неразумное поведение. Автор книги "Зоар" рабби Шимон бар Йохай (Рашби), живший во II - III веках нашей эры, был мудрецом Талмуда, великим ученым, исследователем нашей и Высшей природы. Кроме этого, он создал вокруг себя группу учеников, которую организовал таким образом, что душа каждого ученика находилась в четком соответствии со структурой Высшего мира: вокруг него было девять учеников, он -десятый. Их собрание полностью соответствовало конструкции духовного мира - 10 сфирот, и поэтому книга "Зоар" повествует о каждом из учеников, о каждом из свойств духовного мира, проходящего через определенную душу каждого ученика: что воспринимается и что нисходит из Высшего мира в наш мир. Рашби создал призму, в которой, Высший свет, нисходящий на наш мир, разлагается на десять составляющих, и каждая из этих десяти составляющих раскрывается нам в десяти свойствах. Он описал, каким образом десять сил управляют нашим миром, каким образом каждый человек может использовать эти десять сил во благо себе и другим. Силы, которые благотворно действуют на всех и на каждого лично, связаны между собой, исходят из одного источника, поэтому никогда невозможно благо одного за счет другого. Как правильно использовать все духовные силы - этому учит нас книга"Зоар". Рабби Шимон, как он рассказывает, не мог сам написать эту книгу. Поскольку его душа была Наивысшей из этих душ, он не мог скрыть ту информацию, которую надо было изложить для последующих поколений, а передать ее нужно было в сокрытом виде через 16 веков. К созданию книги он привлек своего ученика, рабби Абу. Мудрец Аба, слушая своего учителя, начал записывать его слова, но таким образом, что мы, читая эту книгу, воспринимаем только ее поверхностный слой. Кроме того, рав Аба написал книгу не просто на иврите, как писали Моше и Авраам, а на арамите - языке, который использовался как разговорный. В книге "Зоар" используется много греческих и римских слов, обиходных выражений того времени, но это никоим образом не принижает достоинства книги. Авторы таким образом хотели скрыть внутреннюю часть книги за ее внешним, непритязательным видом. Рабби Шимон, для того чтобы написать книгу "Зоар", скрылся в пещере на севере страны вместе со своим сыном рабби Элиэзером. Они сидели в этой пещере 13 лет, они питались, как повествует сказание, плодами рожкового дерева и пили воду из находящегося рядом источника. Платье их изорвалось и истлело, и для того, чтобы быть покрытыми во время учебы, они зарывались в песок. По истечении 13 лет рабби Шимон со своим сыном вышли из пещеры. Рабби собрал вокруг себя десять учеников, воспитал их так, чтобы все вместе они смогли бы ощутить и понять устройство Высшего мира, самого Наивысшего, духовного источника человеческого существования. По окончании написания книги "Зоар" рабби Шимон умер. Он был похоронен на Мироне, в том районе, где писал эту книгу, рядом с ним похоронен его сын и ученики. Книга еще при его жизни была скрыта, потому что общее развитие человечества и еврейского народа все еще находилось не на том уровне, который нужен, чтобы воспользоваться правильно этой книгой во имя духовного развития, во благо себе и всему миру. В книге "Зоар" указано, что она будет скрыта влоть до нашего времени, когда должна будет раскрыться, стать понятной всем, а не только каббалистам, потому что пришло время выхода из духовного изгнания. Книга "Зоар" была написана в начале изгнания и была изгнана, так же как и еврейский народ. Теперь народ вышел из изгнания, и эта книга тоже вышла из своего нематериального "галута". .............................. Книга "Зоар" рабби Шимона бар Йохая была скрыта при его жизни и по его указанию. Через несколько столетий она стала доступна известному каббалисту Моше де Лиону. Ее нашли случайно: мудрец попросил принести себе с рынка простую, непритязательную пищу, и его ученик принес пакет, завернутый в какой-то пергамент. Мудрец развернул покупку и обнаружил, что обертка представляет собой какую-то древнюю истертую рукопись. Он стал ее изучать и обнаружил, что эта рукопись содержит скрытые тайны мира. Он немедленно послал на рынок своих учеников, и те начали копаться во всех отбросах, выискивая листочки, которых оказалось много. Они собрали около 2700 обрывков книги, которую какой-то араб случайно нашел, идя с караваном верблюдов из Междуречья в район Израиля. Он привез с собой эти обрывки, полагая использовать их в качестве упаковки для продажи пряностей. Таким образом были собраны отрывки из древней книги. Моше де Лион издал ее, и поэтому многие ошибочно считали его автором книги "Зоар", но он был только ее первым издателем. "Зоар" состояла из огромного количества книг. Она была не только комментарием, ключом к Торе, в ней содержались также комментарии к Пророкам, каббалистические пояснения Мишны и Талмуда. До нас из этих отрывков практически ничего не дошло, кроме комментария к Пятикнижию Моисея. После рабби Моше де Лиона книга опять была скрыта на много столетий, вплоть до средневековья, до АРИ, который в XVI веке получил книгу "Зоар". В то время кроме нее было уже много других каббалистических источников, написанных за прошедшие столетия. АРИ, будучи великим каббалистом, на основании этих источников, включающих всю каббалистическую литературу, существовавшую до него, преподавал своим ученикам материал, изданный впоследствии как единый учебник Каббалы, учебник выхода в духовный мир, называемый "Эц хаим" -"Древо жизни". АРИ объясняет нам, каким образом мы можем достичь вечности, совершенства. В наш мир в каждом поколении нисходят те же души, которые были и в предыдущих поколениях, они только одеваются в новые тела. То есть все поколения человечества - это одни и те же души. Из поколения в поколение эти души облачаются в тела, развиваются, становятся более восприимчивы к поглощению сложной духовной информации. В людях, живших несколько тысяч лет назад, были те же души, что и в нас, только у нас они уже более развитые и, соответственно, стимулируют в нашем мире технический и духовный прогресс. Если в предыдущих поколениях среди душ, нисходящих свыше, встречались лишь единицы, желающие постигать Высшие миры, то сегодня таких уже миллионы. Человечество развивается благодаря тому, что прошлая душа становится на ступеньку выше, обогащаясь опытом прошлой жизни. Она нисходит с этим опытом в следующую жизнь, то есть идет аккумулятивный процесс - накапливается информация, духовные постижения, ощущения нашего мира дают свои решимот (воспоминания, единицы духовной информации). Все это откладывается в памяти. Сегодняшний пятилетний ребенок намного умнее, чем были мы в прошлом поколении, ему намного легче воспринять новую информацию, чем нам, ведь он уже родился с готовностью ее принять и жить с ней, для него это естественно. Так вот, каббалистические книги то появляются, то исчезают, притом они могут исчезнуть на несколько веков, а потом снова появиться, только лишь для того, чтобы каким-то образом подкорректировать путь человечества. В книге "Зоар" и в Пророках сказано, что в конце-концов человечество возьмет эти книги как инструкцию постижения мироздания и с ее помощью достигнет своего вечного радостного существования. Каббалистические души проходят особые кругообращения: не из поколения в поколение. Как и души, каббалистические книги снова и снова всплывают вдруг, нисходят в наш мир в определенное время. Душа Адама снизошла затем в виде Авраама, затем - в виде Моше, затем - в виде рабби Шимона, затем - в виде АРИ, затем - уже в нашем современнике рабби И. Ашлаге. Она нисходит в определенных поколениях, когда она должна корректировать и влиять на правильное развитие человечества. Эпоха АРИ характеризуется тем, что в ней закончилась первая стадия развития душ - их неосознанное развитие, когда они просто существовали в животных телах. Напомним, что это было время Средневековья в Европе, время дикости и варварства. С появлением АРИ начался новый период в развитии человечества: в наш мир начинают нисходить души, вызывающие в телах, в которые они облачаются, стремление к духовному, стремление к постижению Высшего, стремление к познанию. Именно тогда кончается Средневековье и начинается Эпоха Возрождения, эпоха развития, приведшая к технической и промышленной революции. АРИ дано было разрешение свыше создать методику, существовавшую со времени Адама, но уже в таком виде, чтобы она была приспособлена для масс, а не для единичных, особых душ с заданными каббалистическими свойствами, для огромного количества душ, подготовленных предыдущим развитием к духовному восхождению. Все книги АРИ написаны на совершенно другом уровне, совершенно с другим подходом. Он руководствуется общим развитием душ на тот момент, в котором он находится. Появляется большое количество каббалистов, опирающихся на его труды, сотни каббалистов в разных странах мира, особенно в Восточной Европе, включая Россию, Украину, Белоруссию, Польшу. Массы людей устремляются к Каббале, на этой основе возникает не каббалистическое, но массовое движение Хасидут - люди стремятся к маленькому контакту с духовным, высшим. Они начинают видеть в своей жизни присутствие высшей цели. Изучение книг АРИ возвышает каждого человека над уровнем нашего мира. Сам АРИ в предисловиях к своим книгам говорил, что начиная с его времени каждый, чувствующий в себе стремление к Высшему миру, может изучать его книги. Индикация возможности изучения каббалистических книг отличается от той, которая существовала до АРИ, когда свыше спускалась каббалистическая, особая душа и перед ней волею обстоятельств оказывалась книга: начиная с АРИ достаточно стремления человека к Высшему миру для изучения его книг; достаточно изучения книг АРИ для выхода в Высший мир. Но вернемся в XVI век, во времена средневековья и варварства, когда в Иерусалиме родился мальчик, который впоследствии получил имя АРИ Ха-Кадош - Святой Ари. Он вобрал в себя все каббалистические знания, начиная с Адама, и, переварив их, изобразил в таком виде, что все последующие поколения начали питаться духовным только через его книги. АРИ родился в Иерусалиме, затем вместе с матерью переехал в Египет, в раннем возрасте потерял отца, воспитывался у дяди, приехал в 35 лет в Цфат, городок на севере Израиля, и в течение полутора лет преподавал в организованной им йешиве своим ученикам. Всего полтора года. Его первый ученик, тогда совсем еще молодой 28-летний Хаим Виталь записал все, что услышал от АРИ. Он изучает Каббалу, сортирует и издает его произведения. На основе его записей было издано около 20 томов сочинений АРИ, умершего в 36 лет и завещавшего Хаиму Виталю продолжать его работу. Мы говорили о том, что из поколения в поколение те же души облачаются в новые тела, но нисходящие души сохраняют весь опыт предыдущих жизней, и поэтому каждое поколение мудрее предыдущего и тянется к более возвышенному. Во времена АРИ общее развитие душ подошло к такому периоду, когда они начинают желать не только нормального развития в рамках и на уровне этого мира, но и хотят приподняться духовно. Этим объясняется, в частности, начало Эпохи Возрождения, также Эпохи революций промышленной, буржуазной и т.д. В духовном смысле это выражается в стремлении найти источник жизни. Для чего я живу? Этот вопрос назревает, начинает мешать существовать, заставляет человека заниматься исследованием источника жизни, сводящееся к исследованию Высшего мира, откуда мы появляемся, не понимая и не ощущая этого. Поэтому АРИ, взяв всю предыдущую Каббалу, написанную до него, начиная с Адама, создал совершенно новую методику для тех душ, которые сами желают подниматься в Высший мир. Среди душ, которые нисходили до АРИ в наш мир, были всего лишь два типа: одни - дававшие человеку желание жить, размножаться, сохранять свой вид в рамках этого мира, другие - души каббалистов, которые самостоятельно занимались высшим исследованием духовного мира. До АРИ вообще не было такого, чтобы душа, находившаяся в стадии животных желаний нашего мира, вдруг пожелала духовно развиваться: тогда существовала или душа каббалиста, или душа простолюдина. Со времени АРИ заканчивается период развития животных душ простолюдинов, эти души начинают также получать желания самостоятельно духовно приподняться, поэтому им требуется методика выхода в духовный мир. АРИ был первым, который создал эту методику выхода в духовный мир для любого человека. Поэтому он самый важный для нас каббалист. Действительно, после Ари начался этап бурного развития Каббалы, сотни душ начали сами подниматься, прорываться в духовный мир. С АРИ начинается последний этап в развитии человечества, за который все души должны пройти духовное возрождение и достичь полного расцвета, полного выхода в духовный мир, существуя в физическом теле.
............................. |