"Окна", 09.12.99
ПРИКЛАДНАЯ КАББАЛА http://www.kabbalah.info/ruskab/pressa/vesti_9_12_99.htm Беседа восьмая с Эммой Сотниковой - Во всех наших предыдущих беседах мы сосредоточивались исключительно на "высоких материях"- Естественно, что и в дальнейшем нам от них будет некуда деться. Но я уже слышала "глас народа" - глас читательский: а где же чудеса? Амулетов вы не раздаете, предсказаниями не занимаетесь. Почему? Разве каббала в отличие от астрологии, например, не дает таких возможностей?- Рассказывать человеку его прошлое или будущее - совершенно бесполезное занятие. Человеку нечего делать с этой информацией. Если он не может справиться со своими проблемами, значит, он не видит их корней, их причин. Если бы видел - сам бы справился. Так зачем же я буду морочить ему голову и нагружать его тем, что ему пока не под силу? В Торе сказано: "Не ставь препядствий перед слепым". Слепому надо просто помочь перейти через дорогу, а не рассказывать, где столб, а где лужа. Если я могу помочь, поскольку вижу то, что скрыто от других, так я и должен это делать, объясняя, разумеется, что каждый может излечиться от слепоты. Но если человек еще не в состоянии этого сделать, то я должен просто помочь ему, как младенцу. Может быть потом он вырастет, прозреет и поможет другим. Что же касается астрологии, то она связана с воздействием звезд на физические тела. Я уже говорил, что у всякого физического тела есть духовная основа, духовный корень. У всякого тела - в том чисто и у звезд, по которым делаются все астрологические расчеты и прогнозы. Так вот, они и "работают" на уровне физических тел. Каббалу этот уровень занимает в последнюю очередь. Каббалистическая астрология исследует духовные корни небесных светил, их судьбу, формы управления ими. Ниже каббалистическая астрология не опускается, потому что каббалу интересует развитие души, а не судьба тела. И исправлением и излечением тела каббала занимается лишь в той мере, в какой это необходимо для исправления души. Ведь только душа вечна, а тело - это как рубашка, и мы меняем эта рубашки по многу раз. - А на тему "каббала и медицина" мы могли бы поговорить? Но не в высшем смысле, а в практическом - про эту самую рубашку. Ведь известно, что каббалистическими знаниями можно пользоваться для лечения. Почти все практикующие экстрасенсы пишут и говорят про "корректировку биополя". Мы привыкли к этой формулировке, как к антибиотикам. Можете ли вы объяснить механизм воздействия каббалиста на больного? Каббала тоже исходит из того, что у человека есть биополе и надо устранять его дефекты?- Каббала исходит из того, что у человека есть душа, - Но я не имела в виду лечение исключительно душевных или психических заболеваний.- Я тоже этого не имел в виду. Но увести вас далеко от "высоких материй" я все равно не смогу, если вы хотите понять методику врачующего воздействия каббалиста. - Все-таки постарайтесь быть "ближе к телу". Вот, допустим, я пришла к вам не с магнитофоном, а с воспалением легких. Вы меня вылечите?- Ну, разве что лично вас. Все-таки воспаление легких сегодня излечивается без особых проблем. Зачем вам каббалист? Я постараюсь такого больного вежливо послать к врачу, а если уж он убежденный противник конвенциональной медицины, то - к целителю. Но есть проблемы, которые действительно плохо решаются без участия каббалы. Детская умственная отсталость, тяжелая зависимость от наркотиков, глубокие нарушения психики, детская гиперактивность, неспособность учиться, клинические депрессии, каковые, хоть и излечиваются в рамках конвенциональной медицины, но нередко влекут за собой зависимость от тех препаратов, которые применяют в процессе лечения, - вот круг проблем, решаемых с помощью каббалы. А равно - не вполне имеющие отношение к медицине семейные проблемы, вопросы, связанные с нарушениями присущих человеку нормальных коммуникативных параметров, и многое другое. - Вы утверждаете, что с помощью каббалы можно лечить умственно отсталых детей. Но разве это не грубое вмешательство в судьбу человека и его родителей? Это же не грипп и не воспаление легких...- А когда не умели лечить воспаление легких, человек умирал. Да, это вмешательство. Раньше не умели устранять различные гормональные и генетические недуги - сегодня умеют. Человек обязан использовать все для облегчения страданий, чем он овладевает по мере развития человечества. В Торе сказано очень просто: "Нитан ле рофе решут лерапе" - врачу дано разрешение лечить. Я умею врачевать умственную отсталость, значит, я обязан это делать. И будь у меня больше духовных сил, я был бы способен на большее. Я использую и свои знания, и Высшую силу. Я обладаю возможностью избирательно воздействовать на материю. И этой возможностью в разной степени наделены многие люди. Способности целителей, например, - это следствие тонкого ощущения ими природы. Такие люди есть среди индейцев или бедуинов, которые нигде и ничему не учились. - И как вы объясняете механизм каббалистического воздействия на организм?- Элементарно, Ватсон. Этот механизм очень прост. Только придется вернуться к душе. Хочу обратить ваше внимание на то, что все мы вроде бы похожи друг на друга по своему строению. В чем же отличия между нами и откуда они берутся? Я даю вам не генетическое, не психологическое, не социальное и не эволюционное, а каббалистическое объяснение этих отличий. Так случилось, что душа Адама - первого человека раскололась на 320 частиц, и они смешались между собой. (Почему и как это произошло - отдельная и очень важная тема, и я надеюсь, что она вас заинтересует в будущем.) Внутри каждой из этих 320 частиц присутствуют те же 320, которые, в свою очередь, тоже содержат это же количество частиц, но здесь мы пока остановимся. Таким образом, существует огромное количество частиц первичной души. Они присутствуют в разных комбинациях в душе каждого человека. Наша индивидуальность определяется соотношением этих частиц, их соединением. У меня одна комбинация, у вас - другая. Имеется бес-численное количество комбинаций, характеризующих нормально функционирующий организм. Но есть и огромное количество случаев отклонения от нормы. Прежде чем каббалист выберет средство воздействия на каждое конкретное сочетание частиц, вызывающее отклонение от нормы (например, алко-гольную зависимость), он должен прочувствовать эту комбинацию, присущую тому или иному человеку. Наличествует около 1600 или 1700 средств воздействия на комбинации частиц души человека (возможно, их гораздо больше, но я говорю о тех, что находятся в моем распоряжении). Дабы это средство сработало, мне нужно, чтобы заряд, который человек от меня получает, достиг мозга. - В каком вида "материализуется" этот заряд? Вы даете таблетки или речь идет о бесконтактном воздействии?- Это могут быть порошки либо, например, жидкость. По идее, достаточно и просто дотронуться до руки, но нервные окончания в руке грубые, а нужно, чтобы заряд достиг нервного рецептора, который, в свою очередь, должен довести его информационное воздействие до сведения мозга. Я говорю сейчас о чисто материальном воздействии на внутренний потенциал. Когда приводится в действие мозговой рецептор, он создает вокруг себя поле - такое, которое должен распространять здоровый организм. Возникает определенного типа напряженность, связанная с разницей состояний - тем, в котором организм находится в данный момент, и тем, которого нужно достичь. И эта разница состояний приводит в движение систему душевных сип, а они, в свою очередь, начинают "вращать" систему организма и постепенно приводят ее к точке равновесия - к точке здоровья, можно сказать. - А комбинация тех 320 частиц Души, о которых вы говорили, меняется при этом воздействии?- Да, корень всех патологий именно в неправильной комбинации, которую нужно изменить. Почему она возникла? И от того, что мы вовремя себя не скорректировали изнутри, и вследствие разрушительных воздействий извне. Огромное количество "духовных шпаков" - информация, получаемая посредством телевидения, радио, внушенные нам дурные или неверные понятия и мысли - все это проникает в нас, воздействует и на духовном, и на физическом уровне. Возвращаясь же к механизму воздействия, скажу так: напряженность между двумя состояниями - действительным и желательным - запускает механизм перестройки организма, работающий в течение лунного периода, ибо наш организм находится в сильной зависимости от фаз Луны. - А в том препарате, который вы даете человеку, содержится какое-либо лекарственное средство, возможно, гомеопатической природы?- Аналогию с гомеопатией провести можно, но гомеопатические средства не способны воздействовать на те структуры, которые нуждаются а глубинном изменении.- То есть вы хотите сказать, что в этих горошинах нет ничего, кроме сахара и некоего заряда, если я правильно поняла не электрического, а информационного? Это для вас просто способ передачи информации больному организму?- Да, и передать эту информацию можно любым другим способом. Но мне так проще - через горошины, ибо это не требует личного тактильного контакта, который меня загрязняет. А кроме того, эти горошины можно посылать по почте, передавать через третьи руки. Тут не обязателен личный контакт, человек вообще может не знать об этом воздействии (если, к примеру, это ребенок или муж - алкоголик).- Иначе говоря, элементы гипноза или психотерапии в таких случаях исключены?- А зачем они мне? Но если воздействие на частицы души вам легче квалифицировать как психотерапию - пожалуй, у меня нет возражений. - А в каких случаях каббалистические методы не действуют?- Если в мозгу уже нарушены естественные связи, если имели место операции, серьезные сотрясения, мозговые кровоизлиянии, разрывы сосудов. - Вы говорите о мозговых травмах и операциях иными словами, мозговые нарушения могут препятствовать лечению? Значит ли это, что мозг является главным объектом вашего воздействия?- Разумеется. Мозг - основа всего. И это я усвоил, еще занимаясь биокибернетакой, но лишь познав принципы каббалы, я понял все взаимосвязи и научился пользоваться этими знаниями. - Можно ли в таком случае сказать, что именно мозг и является материализацией души в человеческом теле?- Мозг есть инструмент души. В чем заключается медицинское воздействие каббалы? В передаче правильного потенциала душе. А душа заставляет мозг работать как нужно. Мозг - это механизм более высокой ступени, души. Если душа устремлена к цели творения, к познанию Творца, то и мозг работает надлежащим образом, а значит, правильно запускает весь телесный механизм, и болезни исчезают. - Но тогда получается, что каббалист не может излечить "простого смертного", чья душа не "устремлена к познанию Творца"?- Разумеется, может - и должен. Ведь человеку, сосредоточенному только на своей болезни, на боли, не сдвинуться с места. Освобождение от болезни дает ему шанс переключиться на духовные сферы. Другой вопрос, воспользуется ли он этим шансом. Я могу провести аналогию с тем, что делают йоги (парадоксально, но это понятнее сегодняшним евреям, чем учение их отцов). Так вот, физическая подготовка йогов на чем и останавливаются, как правило, увлекающиеся этой системой - не что иное, как подготовка человека к восприятию духовного учения, освобождение его от всех физических пре-пятствий. Если у человека все системы приведены в равновесие, то он и в 70 лет будет вести образ жизни здорового, энергичного человека. - Означает ли это, что каббалисты исключительно здоровые людям?- Это не такой простой вопрос, как кажется на первый взгляд, И чтобы на него ответить, я вновь вынужден обратитъся к "высоким материям". Каббала, вне всякого сомнения, является источником не только духовного, но и физического здоровья. И не просто потому, что человек чувствует в себе духов-ные силы, а потому, что правильно функционируют все системы, хотя каббалист проделывает огромную работу. Человек, начинающий заниматься внутренним исправлением, обязан на определенном этапе стремиться к тому, чтобы исправить и нечто вовне, в окружающем мире. Он обязан входить в контакт с другими душами. Связи с другими людьми, со всем человечеством сильно ограничивают возможности контролировать собственный телесный механизм. Каббалист просто обязан страдать вместе со всем человечеством. Бааль Сулам переносил огромные страдания в течение последних лет жизни. У моего рава - его сына - внешне они не были столь заметными. Каббалист в нашем мире выполняет работу за несколько миллионов человек. Это уже не простой человеческий организм. Он подключен к множеству душ, с которыми он работает. Но аккумулируя их страдания, он затем получает и даруемое им вознаграждение. - Итак, мозг - это исполнительный механизм души. И теперь мы должны поведать нам, обладателям всего-навсего пяти органов чувств, об этой самой душе. В одной из ваших книг сказано, что "человек, находящийся на определенной ступени, может постичь все находящееся на этой ступени - из прошлого, настоящего и будущего." Что это значит?- Речь идет о душах, которые уже миновали эту ступень, поднимаясь снизу, из нашего мира - наверх, в духовные миры. - Это души умерших людей?- Не только. Человек может находиться в этом мире и духовно касаться более высоких миров, встречаясь там со всеми, кто когда-либо прошел эту ступень, в том числе и с душами ныне живущих людей. Когда человек выходит на уровень ощущения своей души, он просто включается в другую информационную сеть, общается со всеми остальными душами и ощущает Творца, управляющего всей этой системой. - Ничего себе "просто"! Объясните, что значит "ощущение своей души".- Но я же не могу рассказать вам о вашей душе. - А я и не прошу, чтоб непременно о моей. Давайте поговорим о какой-нибудь посторонней. Вы утверждали, что в своем развитии душа должна пройти 125 ступеней. Но допустим, что какая-то душа поднялась на 37-ю ступень. Какую эволюцию она пережила с того момента, как она оста-вила, предположим, 27-ю ступень?- На каждой ступени поднимающийся в духовные миры человек видит и ощущает все, что происходило со всеми, кто прошел этот уровень. Это как в кино, когда вы вдруг оказываетесь в прошлом. Человек словно прибывает на поезде на очередную станцию. Он идет вслед за теми, кто здесь уже был, он следует за более великими и постигшими этот уровень духовного мира. Он сравнялся с ними и потому способен видеть и ощущать все, что видели и ощущали те, кто прошел эту ступень. - Что именно из прошлых, настоящих и будущих событий он видит?- Но вы же сами сказали, что ваше восприятие ограничено пятью органами чувств. Вам все это покажется просто бабушкиными сказками, глупостями. - Вовсе нет. Может быть, нам станет ясно, откуда произошла идея машины времени. Раз она возникла, значит, люди хотели достичь этого видения. Ссылаясь на то, что у нас нет шестого органа чувств, необходимого для постижения иных миров, прошлого и будущего, вы тем самым утверждаете, что каждый должен сам создать для себя эту машину, но отнюдь не то, что ее вовсе не существует. Расскажите, что вы наблюдали, путешествуя в одиночку. Мы вновь вернулись к вашему обещанию рассказать о своих "путешествиях".- Хорошо, я расскажу вам об одном случае, Был я в Канаде... - В самом деле были или увидали внутренним взором, что побывали там некогда, в прошлом?- В самом деле был и встретился там с каббалистом, который действительно видел прошлое. Он мне сказал: Твоя, братец, сила в том, что у тебя чисто испанский вариант души". Он это увидел. Ну и что интересного может быть для вас в том, что я отношусь к тому сорту душ, которые прошли вот такое раз-витие - испанское? На меня воздействовали духовные силы, "прогонявшие" мои тела по этому пути. - Кстати, об Испании. Вы как-то обмолвились в радиопередаче о том, что видели, как жил в XII или XIII веке некий андалузец. Вы упомянули об одном из ваших "испанских приключений"?- Не помню, чтобы я говорил именно об Андалузии. Хотя мне действительно легче ориентироваться там - это моя ветвь развития. Но каббалистам совершенно неинтересна эта побочная информация о прошлом. Интересно будущее, по-настоящему захватывают грядущие события, а не пройденные ступени. - В таком случае не продемонстрируете ли вы нам на примере какой-нибудь души этапы ее развития, через какие страдания ей пришлось пройти и к чему привел совершенный ею путь исправления. Хотелось бы услышать от вас о логике развития души, дабы осознать связь духовных законов с тем, что происходит с человеком в этом мире.- Вы задаете очень простой вопрос, а точнее, формулируете требование: положика мне все это на стол, чтобыя лично увидела и убедилась. А увидеть и убедиться могут лишь совсем иные глаза. Человечество страдает, пытаясь найти ответы на главные вопросы, но подсознательно люди понимают, что для того, чтобы ответ получить, необходимо проделать самостоятельную работу -только тогда придет истинное видение. Иного пути нет, все прочее не освобождает человека от его проблем. Конечно, человек может мне сказать: "А-а, так у тебя нечем разжиться? Только тог, кто становится каббалистом. обретает видение? Ну, будь здоров". Но и сказав это, ты остаешься а заколдованном круге нерешенных проблем, в круге во-просов, на которые у тебя нет ответа... Я хорошо понимаю вас, ибо помню, каким был четверть века назад. Я хотел немедленно получить ответы на вопросы - и на те, что касались проблем окружавшего меня физического мира, и на вопросы, связанные с этикой, историей. - Так в чем же дало? Коль скоро вы прошли этот этап, значит, вопросы не столь уж Бессмысленные?- Дело в том, что я, нынешний Лайтман, ничего не мог бы сказать тому Лайтману, если бы мы встретились. У него не было того "устройства", которое помогло бы ему получить ответы на поставленные им вопросы. "Компьютер" еще не был перепрограммирован. Почему молчат каббалисты? Вы думаете, потому, что им запрещено рассказывать? Ничего подобного! Они молчат, поскольку им нечего сказать тому - прошлому Михаилу Лайтману и нынешней Эмме Сотниковой - за исключением того, что необхо-димо изучать строение мироздания и начать ту внутреннюю работу, которая позволит получить внятные ответы на мучающие их вопросы. Вот что пишет Бааль Супам: "А то, что вы раскроете - только вы и раскроете и никто другой". Это означает одно - каждый должен пройти этот путь. - Я все-таки не хочу остановиться на этом, признав, что круг замкнулся. Попробуйте все же описать нам некоторые стадии пройденного вами пути. Вам не хочется оглядываться на прошлое - так поведайте нам о будущем.- А оно и от меня покамест скрыто. Я лишь чувствую направление, вектор и понимаю, насколько оно может оказаться фантастическим и величественным, это будущее. - Я спрашиваю вас не о вашем персональном будущем, речь о другом. Хотелось бы на примере души некоего человека (допустим, прадедушки) осознать логику ее развития - это помогло бы осмыслить принципиальные феномены и отнюдь не означало бы, что вы проделываете за нас нашу собственную духовную работу. Вы утверждаете, что душа человека в разные периоды обитает в разных телах; по вашему мнению, это отчасти напоминает кино. Так покажите хоть несколько кадров.- Иными словами, вы хотите, чтобы я развернул перед вами последовательность воплощений: вот Творец создал некую душу, и она, душа, нисходит в наш мир сначала в обличье полуживотного-получеловека, потом внедряется в несколько более развитое существо, которое, усвоив несколько тысячелетий назад основы веры, неуклонно продвигается к нашему времени? - Да, именно. Как выглядят ступени, о которых вы говорили? Что происходило с душой в результате совершенных ею ошибок? Через какие страдания ей пришлось пройти и удался ли ей путь превращений? Расскажите, что происходило с ней в Средние века в Германии или Испании, что было с ней позже, может быть, в Польше или России - ведь все пути еврейские нам известны...- Такого рода работу проделал АРИ в своей книге "Шаар ха-гильгулим". Он там прямо пишет своему ученику Хаиму Виталю: "Вот я сейчас опишу тебе твою душу" - и на чинает рассказывать с начала начал, с "Адам ха-ришон". - Значит, это не так уж невозможно.- Есть одна небольшая проблема - вы все-таки пока еще не Хаим Виталь. Но мы попробуем с помощью АРИ просмотреть несколько кадров. ........................................... "ВЕСТИ", 5.10.2000 http://www.kabbalah.info/ruskab/pressa/vesti_5_10_2000.htm ДУША И ТЕЛО И БОЖЕСТВЕННЫЙ СВЕТ
О чем светский журналист может беседовать с погруженным в духовные абстракции седовласым раввином-каббалистом? Где могут быть точки пересечения и минимального взаимопонимания? И зачем нам, расположившимся в спокойный субботний вечер на диване с сигаретой и со свежей газетой в руках, - зачем нам вообще Каббала? Раввин Михаэль Лайтман, уже много лет занимающийся этими духовными абстракциями, учившийся у знаменитого каббалиста раввина Баруха Ашлага (сына великого Бааль-Сулама - раввина Йегуды Ашлага), утверждает, что Каббала - это самая насущная для современного еврея наука, открывающая смысл существования всего мироздания, дающая человеку понимание его места в этом мироздании и цели его прихода в этот мир.Читатели, которым приходилось уже читать статьи или слышать выступления раввина Лайтмана по радио, видимо, вспомнят, что в его поле зрения оказываются многие проблемы и вопросы, интересующие любого человека, склонного к размышлениям. Рассматривая космогоническую теорию с точки зрения современной физики и с точки зрения Каббалы, он старается увязать понятийный аппарат современного рационально мыслящего человека с тайным еврейским учением. Касаясь современного состояния Израиля, он показывает его несоответствие духовным законам мироздания и предупреждает о нависшей над нами угрозе нового изгнания евреев из этой земли. Он рассматривает вечные вопросы Добра и Зла, преступления и наказания, бессмертия души, любви к ближнему, свободы воли. Он говорит о неразрешимом противоречии человеческого эгоизма и Божественного альтруизма и об отношениях двух "персонажей" мироздания - Творца и творения. И это все оказывается насущно важным и вполне светскому человеку, пытающемуся понять сущность еврейской духовности. В этой беседе мы сосредоточимся на проблемах личности, духовных путей, душевных кризисов, через которые проходит почти каждый человек в поисках того, что он считает истиной или смыслом жизни. Человек рациональный называет депрессией или плохим настроением (в зависимости от остроты негативных ощущений) состояние беспричинного дискомфорта. Человек эмоциональный говорит, что у него болит душа. Это всего-навсего вопрос терминологии. Мы знаем, что все религии помимо социальных, поддерживающих функций выполняют еще и функцию "врачевания души". Несет ли ее в себе Каббала? За что может ухватиться человек, когда он здоров, богат, благополучен, но ему все равно плохо? Он должен справляться сам? Он должен искать ответы в книгах? Он должен искать учителя? Может ли он вообще найти в Каббале лекарство для своих душевных ран? С этими вопросами я обращаюсь к раввину Михаэлю Лайтману. - Что вы отвечаете человеку, который приходит к вам и говорит открытым текстом: "У меня болит душа, я ничего в жизни не хочу, меня ничто не радует"?- Мы не можем говорить о душевной боли современного человека, не определив прежде всего, с какого типа душой мы имеем дело. Мы знаем, что в наш мир нисходят души различного типа. Большинство этих душ испытывают потребности, ограниченные рамками нашего мира. Это совсем не обязательно только материальные или сексуальные потребности. Очень многие могут сосредоточиваться на культурных стремлениях или потребности в исследовании и понимании устройства нашего мира. Такого типа души не вызывают в телах, в которые они вселяются, стремлений к тому, что находится за пределами нашего мира. Но есть небольшое (пока!) количество душ другого типа. Вселяясь в белковое тело, такая душа вызывает у человека тягу к высшему и вечному. Человек пытается, как все другие, удовлетвориться тем, что дает нам этот мир, но у него не получается. Он видит, с какой "звериной серьезностью" люди относятся к накоплению, приобретению, богатству и успеху, а ему это все представляется не более чем игрой. Он участвует в этих "играх", и зачастую удачно, но это не дает ему удовлетворения. Потому что подспудное, но истинное его стремление, которое он не сразу может осознать и сформулировать, выходит за пределы этого мира. Постепенно, пробуя себя именно в этом мире и разочаровываясь, человек начинает ощущать, что его душа требует другого наполнения, и именно тогда он испытывает душевную боль. И нет у него никакого другого способа избавиться от этой боли и самой души. Он должен поблагодарить Создателя, что испытал эту боль и она подтолкнула его к поискам. - Но вы говорите о человеке религиозном, для которого Создатель - естественная составляющая его жизни. А если это не так?- Я говорю как раз о нерелигиозном человеке. Потому что человек, получивший религиозное воспитание, защищен от вопросов и сомнений. Он обучен подавлять их самовнушением, он привык считать, что пока он выполняет все, чему его учили, он самый счастливый и совершенный. Именно нерелигиозный человек скажет вам, что у него болит душа. Он вначале будет искать вокруг себя причину своей меланхолии и найдет ее в чем-нибудь малосущественном, чтобы, устранив ее, опять впрячься в новый круг рабского служения своим эгоистическим желаниям. Это значит, что душа его начинает созревать, но еще не созрела. Сказано, что тысячи приходят в ученики к каббалистам, но лишь единицы остаются. Остальные уходят, частично насытив свои души по мере их созревания. В следующий раз, может быть в следующем воплощении, такой человек дополнит свою душу. Но то, что он успел понять и принять в этот раз, - это остается навечно и не пропадает. Это вообще единственное, что не пропадает... - Но если у человека нет возможности учиться у вас или у какого-то другого каббалиста? В редакцию приходило много писем от таких людей. Что же им делать? Вы ведь не дали конкретного ответа на конкретный вопрос, который я не придумала, а лишь пересказала с чужих слов.- Такому человеку все равно придется взять в руки книги по Каббале или начать заниматься по Интернету или по телефону - очно, заочно, но в любом случае по методике и по указаниям учителя. Иначе он только запутается и упустит время. Именно для того, чтобы дать возможность всем, у кого появилась такая потребность - подойти к Каббале, я выпускаю книги, веду занятия через Интернет (наш адрес: http://Kabbalah-web.org), по телефону, более двадцати кружков по стране ведут мои ученики (разумеется, все это бесплатно).- Но как человек может определить, что ему пришло время заниматься именно Каббалой, а не чем-то еще?- Я хочу быть правильно понят. Если у человека плохое настроение из-за несчастной любви или проигрыша на бирже, то он, вероятнее всего, через неделю-две или выиграет, или сменит объект влюбленности и забудет о своем "душевном кризисе". Я продолжаю отвечать на ваш вопрос о человеке, душевный дискомфорт которого не связан напрямую с внешними факторами. Нередко в такой ситуации, как мы знаем, люди пытаются заглушить душевную боль алкоголем, наркотиками. Столь мощное распространение наркотиков в наше время как раз подтверждает прогнозы каббалистов о неизбежном духовном вакууме, в котором окажутся современные поколения. Этот мир должен наполниться Божественным светом, а не суррогатными наркотическими наслаждениями. Подсознательно люди это знают, иначе ничем невозможно объяснить тотальную войну, которую ведут почти по всему миру с распространением наркотиков. Ведь наркоманы на самом-то деле не представляют практически никакой угрозы обществу. Они не агрессивны (в отличие от многих категорий алкоголиков). Гигантские силы и деньги, которые тратятся на борьбу с наркотиками, непропорциональны общественной опасности, которую они представляют. Небольшой части этих денег хватило бы на то, чтобы обеспечить "дозами" тех, кто попал уже в наркотическую зависимость (и тогда они вообще не причинят никакого вреда обществу - даже мелкими кражами, а будут тихо сидеть себе "под кайфом"), а остальное можно было бы потратить более продуктивно. Но Высший запрет на подмену Божественного наслаждения (даже на той стадии, когда оно еще недосягаемо для большинства) наркотическим - этот запрет у нас в крови. Наркотики останавливают естественное развитие человеческой души, которое должно привести ее к постижению Творца. И поэтому общественное подсознание диктует такую непримиримость в борьбе с наркотиками. - Но есть ведь и иные пути выхода из душевных кризисов. Люди, которые занимаются, к примеру, йогой или другими восточными учениями, как правило, успешно избегают стрессов и душевного вакуума и без наркотиков уходят от "мерзостей" современного бездуховного потребительского общества. Поскольку это очень популярно в наше время, я отвлекаюсь на один вопрос, не связанный с Каббалой, - чем плох такой путь?- В той мере, в какой все эти методики помогают успокоить, оздоровить человека, они вовсе не плохи, а полезны. Кстати, мы с моим учителем раввином Барухом Ашлагом занимались йогой - но только физическими упражнениями. И отказались от занятий (примерно через полгода), как только наш преподаватель стал навязывать нам свой образ мыслей. Все методики хороши, если только они не отвлекают человека от приближения к Творцу.Чего хочет добиться человек, занимающийся йогой? Он пытается освободиться от власти тела. Совершенно понятна популярность йоги в последние десятилетия. Человеку уже тесно под властью его эгоизма, требующего все больше и больше "завоеваний". Но в йоге освобождение от власти своего страдающего тела достигается за счет уменьшения потребностей. Человек сначала становится подобен мирному животному -потребляет не более того, что необходимо для существования. Затем он уподобляется растению - еще меньше потребляет и менее связан с окружающим миром, уходит в себя. А вершина методики - перестать ощущать потребность в чем бы то ни было, вплоть до дыхания. То есть мертвый " самый счастливый, ведь ему вообще ничего не надо, и потому он свободен и счастлив! Путь Каббалы - совершенно противоположен: развитие всех способностей (поэтому евреи и должны первыми осваивать Каббалу), все большее потребление и освоение этого мира, но - ради духовного возвышения! Наша проблема в том, что мы просто не туда прикладываем наши силы, а потому получаем не счастье, а страдания и душевную боль. - Но ведь тело, от власти которого пытаются освободиться йоги, начинает причинять страдания лишь на каком-то этапе старения или при очень тяжелых болезнях, что выпадает отнюдь не всем...- Наше тело - всегда причина страданий, неудобств, неудовлетворенности. Будь вы самой блестящей фотомоделью, или кинозвездой, или суперспортсменом с совершенным телом - вы все равно будете испытывать страдания от неудовлетворенности. Телу всегда мало. Вспомните американский секс-символ Мэрилин Монро - чем не образец совершенного тела, которое причиняло такие страдания, что самоубийство, смерть показалась избавлением? Люди по-разному начинают искать пути освобождения от власти тела. Каббала не требует от нас ни аскетизма, ни ухода от этого мира. Он создан Творцом, и мы должны полностью использовать его и наслаждаться не только этим миром, но и безграничным и вечным духовным миром - вот для чего мы созданы! Нам необходимо только освоить методику достижения вечного и беспредельного наслаждения. Но она ни в коем случае не предполагает уменьшения или уничтожения желаний. Человек обязан правильно получать все от этого мира и благодарить Творца. Мы можем безгранично расширить наши ощущения наслаждения путем развития, расширения своей души не для получения наслаждений, которые дают еда или секс, успех или почет, богатство или власть, а наслаждений первозданных, оголенных, явных. Они называются в Каббале - свет. Божественный свет - это не метафора и ощущение духовных миров - не фантазии и не сновидения. Это реально существующие субстанции, для ощущения которых мы должны создать дополнительные органы чувств. Это жизненная энергия, микродозы которой хватает, чтобы человек мог жить и развиваться. Представьте себе, что вы могли бы получать безграничное количество энергии, тепла, если бы подключились непосредственно к источнику электричества без переходных и ограничивающих электроприборов - будь у вас такая потребность. А потребность в Божественном свете у человека - безгранична. Именно невозможность получить его в необходимом количестве и вызывает у человека то, что он называет душевной болью. Каббала дает вам инструкцию, как справиться с этой болью. Она показывает вам путь, вступив на котррый вы сможете научиться получать Божественный свет. - И вы полагаете, что человек может самостоятельно понять это из каббалистических книг и сделать первые шаги по этому пути?- Все зависит от того, насколько остро он чувствует в этом потребность. Я считаю, что может. Но я при этом готов всячески помогать. - Но как человек, не разбирающийся в религиозной литературе, может сориентироваться во множестве книг которые написаны по Каббале? Только в вашей серии "Каббала. Тайное еврейское учение" на русском языке вышли четырнадцать толстых книг. А ведь есть еще и другие. С чего же начинать?- Я могу дать общее направление, но нужно учитывать, что путь каждого человека к постижению Творца совершенно индивидуален. На первом этапе я бы порекомендовал первую и четвертую книги из этой серии на русском языке ("Основные положения в доступном пересказе" и "Постижение высших миров"). С этого можно начать работу по освоению высшего мира. Она полна созидания, открытий, романтики. Она захватывает неограниченными возможностями получения ответов на все вопросы - от законов современной физики до происхождения душ. Хотя само освоение методики вхождения в высший мир -кропотливая и трудная работа. Ведь человек должен создать в себе "место", в котором он бы начал ощущать высший мир. Для ощущения этого мира нам даны разум и пять органов чувств. Шестое чувство, духовное зрение, которое не дано нам при физическим рождении, мы должны создать сами - это работа, которая оставлена для человека, и, только проделав ее, он получит в ощущения и высшие миры. - Вы говорили ранее, что человек должен сменить свою эгоистическую природу на альтруистическую. Пока он не в состоянии этого сделать, ему бессмысленно заниматься Каббалой? Не с этим ли связан запрет для всех, кроме мужчин-евреев после сорока лет - им легче изменить свою природу?- Запрет этот связан с непониманием процессов развития душ, которые происходят на наших глазах, или с нежеланием внимательно прочесть то, что написано великими каббалистами. АРИ, Бааль-Сулам, Виленский гаон, Бааль-Шем-Тов - все они призывали к изучению Каббалы с детского возраста. АРИ предсказывал, что так и будет с последними поколениями. Его самого, кстати, к сорока годам уже не было в живых - он умер в тридцать восемь лет, а раввин Нахман из Брацлава - в тридцать семь. Бааль-Шем-Тов принимал учеников без всяких возрастных ограничений. Так о каких запретах может идти речь в последней трети шестого тысячелетия! - Но все равно человеку не вырваться ни в сорок, ни в двадцать, ни в пятьдесят лет из заколдованного круга своих желаний, своего эгоизма, своей природы...- Это и верно, и нет. Потому что человек не должен работать над изменением своей природы - это невозможно, и выше головы не прыгнешь. Нет у человека никакой власти над своим сердцем - ни у сильного, ни у умного, ни у способного. Но само изучение Каббалы и раскрытие высшего мира изменяет человека. Вы ведь читали, что говорят люди, пережившие клиническую смерть и коматозное состояние. Они лишь немного ощутили высший мир и готовы были потом на что угодно, лишь бы снова обрести эти ощущения.- Но они не знают, как этого добиться, - не впадать же снова в коматозное состояние... Объясните, почему за столько веков существования Каббалы, после досконального описания строения всех миров, механизма их взаимодействия, исчисления малейших частиц Божественного света, указания количества ступеней, по которым человек должен подняться, чтобы постичь Творца, не было написано, в сущности, самого главного - как человеку это сделать?- Методика практического постижения, освоения высшего мира создается действительно только в наше время, потому что раньше это было несвоевременно. И именно книги Бааль-Сулама (раввина Йегуды Ашлага) и его последователя и старшего сына раввина Баруха Ашлага, написанные в последние полстолетия, годятся для нисходящих сегодня душ в качестве практической методики освоения высшего мира. Мои книги - пересказ на русском языке этих книг; я ведь был секретарем, помощником, учеником раввина Баруха Ашлага, и все мои знания - от него. Однако, несмотря на то что уже создается методика, которая показывает человеку не только что, но и как он может постигать, эта работа остается личной работой каждого. - Но если не для популярного изложения, то хотя бы в книгах, на занятиях каббалистов разъясняется, как человеку надо работать, чтобы постичь высшие миры?- Каббалисты во все времена обсуждали лишь то, что они узнали, постигли, а не как они это делали. Поэтому так тщательно разработаны схемы строения миров и их взаимодействия, которые проверялись и перепроверялись многажды разными каббалистами в разные времена. Сравнение и сверка этой информации, полученной разными людьми в разные времена, подтверждали каждый раз ее научную объективность и точность. Только, в отличие от физиков или биологов, приборы и инструменты каббалистов, которыми они пользуются для исследования, - это личные приборы и инструменты: каждый создает их для себя сам, себе и в себе, и ими не может пользоваться никто другой. То, что ощущает каббалист, - только он ощущает, и никто другой, и это недоступно никому. Поэтому наука Каббала называется тайной: явной она становится лишь тому, кто сам может повторить то, чему его учит каббалист. Каббала изучает пути нисхождения души в наш мир, а ступени восхождения в духовные миры каждый восходящий должен пройти самостоятельно, иначе человек не сможет духовно вырасти. Поэтому ни в коем случае нельзя мешать ученику, навязывать ему духовную работу - она должна быть продиктована его собственным осознанием происходящего. Только в таком случае он сможет исследовать и исправить в себе все свои эгоистические качества. Именно поэтому каббалистам запрещено передавать друг другу сведения о своих личных ощущениях. О результатах исследования - пожалуйста, но не о путях. Впервые, уже в нашем столетии, Бааль-Сулам зафиксировал в письменном виде методики индивидуальной работы человека. - Значит ли это, что в прежние времена каббалистический путь постижения духовных миров был еще труднее, чем сегодня, и проходил только и исключительно через личное общение с учителем?- Разумеется, это было труднее. Время меняет условия, и об этом писали каббалисты. Когда жил и работал рабби Шимон Бар-Йохай, автор книги "Зоар" (IV век н. э.), поисками связи с Творцом занимались единицы. Во времена Ари и Рамхаля (XV век) Каббалой уже занимались маленькие группы. Во времена Бааль- Шем-Това - десятки. При Бааль-Суламе этот круг еще расширился. А в наше время исчез барьер, отделяющий Каббалу от масс. В следующем поколении уже миллионы людей (я не преувеличиваю!) будут считать целью своей жизни постижение высшего мира. - Будем считать, что мы - первые представители этого поколения. И мы хотим постичь высший мир. Нам надо, видимо, начать с самого начала - "ми-берешит" - с акта творения. Как был "запущен" этот мотор, который двигает мироздание, включая и нас, - пока непонятно, куда...- Объективно есть одна высшая сила, и она называется Творец. Она создала пять духовных миров и один материальный - наш. Кроме того, сотворила всех населяющих эти миры. Она создала и "запустила" всю эту машину, которую мы называем мирозданием. - Вы можете ответить на вопрос - зачем? Или он бессмыслен с точки зрения Каббалы?- Могу, но не знаю, удовлетворит ли он вас на данном, начальном этапе понимания. Каббалисты, проникшие в высший мир (а среди них есть такие, которые прошли весь путь, все ступени - от нашего мира через все духовные миры до Высшей силы), однозначно отвечают на этот вопрос. Слегка перефразируя, мы можем сказать: "Все ради человека, для блага человека". Но не для того человека, который сидит в Кремле или в кнессете, а для того, кто сумеет, преодолев свою эгоистическую природу, проникнуть в высший мир и получить все, ему уготованное. И сделать он это может с помощью Каббалы. - Что из того, что изучается в Каббале, можно понять на уровне бесед на газетных страницах?- В Каббале изучается: 1. Порядок сотворения всего мироздания - от начала, от зарождения у Творца мысли и до самой последней частички мироздания. 2. Законы, действующие в мирах - в каждом и во всех. Их взаимосвязи, кто в них существует и как. 3. Человек в этом мире: какова цель его создания, как человек достигает этой цели, или, вернее, как его ведут к ней свыше. Кругообороты души, рождение и смерть тела, связь души и тела. И главное - что может человек изменить в своей судьбе, как достичь самого лучшего в своей жизни. Все это изучается в Каббале, и изучается в основном для практического применения, то есть для освоения последнего пункта. - И все, что вы перечислили, можно, хоть в каком-то объеме, понять в пределах газетных бесед?- Вне всякого сомнения, с основами этих знаний можно и необходимо познакомить всех, кому это представляется важным и интересным. |