Выпуск 165 | |
"Каббала - это учение о причинно-следственной связи духовных источников, соединяющихся по постоянным и
абсолютным законам в одну высокую Цель - постижение Творца созданиями, существующими в этом мире."
- Бааль Сулам. "Матан Тора" - В человеке заложено все творение. Это поистине гармоничная, совершенная картина, и потому человек должен знать, как правильно использовать все детали находящейся перед ним реальности
Конспекты утренних уроков (на www.kab.tv c 4:15 до 7:00 по моск. времени)Утренний урок - это самое главное событие в жизни каждого, кто желает раскрыть истинную реальность. На сегодняшний день нет более сильного средства, чем наш ежедневный урок. Я не вижу для начинающих другой такой возможности - и учиться, и получать Окружающий свет, и обрести силу объединения. С этим ничто не может сравниться. (М. Лайтман)
|
C урока 26.10.2009
От слов к делу Я начинаю «высвобождать» больше материала, и этот материал более глубок, чем раньше. Выхода нет, таково веление времени. Кто «ухватится» за наши уроки, тот сможет быстрее двигаться вперед. Сегодня нам необходимо претворять в жизнь все, о чем мы говорим. Мало просто понимать – нужно реализовывать это внутри, чтобы слова с утреннего урока становились делами на протяжении дня. Годы усилий не прошли даром, и теперь мы можем делать это практически, включая в процесс сотни тысяч людей – вместе со всеми нашими товарищами, зрителями и слушателями со всего мира. Это возможно. На это способен даже начинающий, если он присоединится ко всем и приложит усилия. Дети в наши дни получают благодатную почву и используют все, что предлагает им 21-й век. Так же и новичок на духовном пути может включиться в общее движение и сделать рывок вместе с нами. Каббалистическая методика подходит для всех. Начать постигать цель творенияВ отличии от всех остальных уровней природы, которые находятся под полным контролем своей природы, человек может совершать действия, вопреки своей природе. Его природа – это желание получать удовольствие, но он может действовать вопреки ему. Это не просто и вообще непонятно, как такое возможно. Ведь если человек находится в рамках своей природы, то какие понимания, осознания, осмысления он должен пройти, чтобы суметь действовать против своей природы? Каким должно быть природное развитие, чтобы пройдя в себе уровни неживой, растительный, животный и добравшись до уровня «человек», он решил, что хочет действовать вопреки природе, заложенной в нем Творцом, иметь новое желание – свое собственное стремление? Чтобы главным для него была бы связь с Творцом, а не получение от Него наполнения. Этого осознания не существует на предшествующих «человеку» ступенях. Поэтому главное для человека – обнаружить свое личное отношение к Творцу, несмотря на огромное влияние желаний всех остальных уровней. Тогда он начнет постигать цель творения, которая на предшествующих уровнях была полностью скрыта от него. Вопрос: Какими должны быть действия при обоюдном воздействии в группе и от окружающего света, чтобы получить осознание важности Творца? Очень трудно уяснить и убедить себя, что ни мой разум, но мои ощущения не могут дать мне духовные постижения. Духовные постижения могут быть только в моей связи сначала с группой, как кли, а затем с окружающим светом, как наполнением. Ведь мое духовное кли находится вне меня – это моя связь с группой, а наполнение – окружающий свет. То есть исправление и наполнение, что по сути одно и то же, так как наполняет меня исправление, отдача. На этом пути человек проходит много этапов. Сначала он с удовольствием проводит время в группе – пляшет вместе со всеми, участвует в трапезах. Затем он начинает ненавидеть группу, завидовать, стремится захватить власть и т. д. Но главное – что все это выясняется им в отношении окружения. Внутренние осознания начинающего ничего не стоят – не там находится его кли. Исправлять нужно только разбиение – каббалистами написано об этом много статей. Вопрос: Нужно ли стремиться к осознанию важности группы до осознания важности Творца? Да. Если человек стремиться только к осознанию важности чего-то высшего, это приводит к путанце. Ведь сказано, что главный закон – это возлюби ближнего, а не Творца. То есть это та сила, которую мы раскрываем (иди и увидь) внутри группы. В одно касаниеВопрос: Как справиться с ненавистью и путаницей на духовном пути? Придавая важность Творцу. Ведь нет ничего выше славы Творца, нет ничего важнее связи с Ним. Даже если Он ничего не знает обо мне, я все-таки храню крохотную мысль, связывающую меня с Ним. Этого достаточно, это выше всех других удовольствий. Духовное кли выстраивается над материальными вожделениями, над властолюбием и завистью. Важно приподняться надо всем и держать с Дающим связь, которая не сулит ни малейшего отклика. Эта связующая точка и называется точкой в сердце. Человеку ничего не нужно, кроме этого прикосновения к Дающему, достигнутого благодаря отказу от прочих желаний. Я прошел их все и готов расстаться с ними, если нахожусь в правильном окружении. Без «удачи» тут не обойтись. Столько людей, казалось бы, заслуживали этого точечного контакта с Творцом, но не обрели его. Человек должен бояться, чтобы то же самое не случилось и с ним. Пускай весь мир стал глобальным, пускай духовный путь открывается сегодня для всех, но на духовное желание, на кли поблажек нет. Тут не удастся пренебречь ни одной ступенькой, ни одним состоянием. Время уплотняется, однако каждому пройти придется все. Язык – это программа связиВопрос: Почему в нашем мире так много слов, хотя в духовных мирах их вообще нет? Из-за нашего эгоизма? Верно. Эгоизм, отдаляющий нас друг от друга, вынуждает нас развивать всевозможные связи – над различиями между нами. Так мы создаем языки. Язык – это программа связи, как в компьютере. Ты создаешь связи между различными частями оперативной памяти с помощью языка – программы, и так он работает. Сам по себе компьютер – пустая болванка с микросхемами. А заложенная в нем программа описывает, как работать с ними, с помощью какой связи. Так и язык – всего лишь программа связи между нами. По правде говоря, кроме развития нашего языка до уровня «человек» – отдачи – мы ничего не реализуем в нашем мире. Все виды связи между нами: культура, воспитание, торговля, промышленность, все имеющееся у нас – это развитие языка, связи между нами. Так в разных формах выражения мы стараемся эгоистически компенсировать недостаток естественной связи между нами. Поэтому все наше развитие продиктовано желанием наладить между собой еще большую связь – интернет, мобильные телефоны, торговлю и так далее. Все это приводит нас к глобальной связи, причем неправильной. И тут мы ощущаем, что должна быть иная связь, иной язык, один для всех – язык отдачи, раскрытие Творца между нами. И сейчас это раскроется. О чем рассказывают буквыВопрос: Есть ли разница между ивритом и остальными языками народов мира? Бааль Сулам пишет, что иврит – это язык света, арамит – язык сосуда восприятия (кли). Два этих языка подобны лицевой и обратной стороне. Это основные языки, нисходящие в наш мир таким образом, что геометрическая форма их букв выражает связь светов и келим. Но это всего лишь базисные языки. В них горизонтальные линии букв обозначают линию света Хасадим, а вертикальные – линию света Хохма. А другие языки возникли при отдалении людей от Древнего Вавилона. Это не значит, что они неестественны, ведь человек изобрел их, исходя из своей природы. Но они проистекают уже из отдаления от источника, из разбиения, произошедшего в Древнем Вавилоне. И потому для букв таких второстепенных языков каббалисты не дали никаких пояснений, не описали, какое свойство, какую связь между светом и кли выражает каждая буква. На иврите и арамите каждая буква – это модель, символ, кли и свет вместе. И потому мы знаем, почему в них есть 22 символа, конечные буквы, почему они имеют такую форму. А в других языках каббалисты не дали нам такого ключа. Разумеется, в этих языках заключены те же самые коды, что и в иврите, или арамите, но они уже гораздо сложнее, поскольку проистекают из развития эгоизма. И так как достаточно основной формы, чтобы знать о соотношениях между светами и келим, каббалисты не передали нам коды на других языках. И потому человеку, изучающему каббалу, потребуется знать буквы ивритского алфавита – символы духовных свойств. Геометрическая форма этих букв выражает соотношение между силами, существующими в кли. В самой по себе букве нет никакой святости. Форму отдачи, стоящую за каждым символом, – это должен приобрести человек.
*********
|
C урока 27.10.2009
Множество желаний – одна схемаНе надо обращать внимание на то, какие именно наслаждения меня привлекают. Ведь все они сводятся к одному общему знаменателю – мне от них хорошо. Благодаря такому подходу мне будет легче останавливать себя, понимать себя, переводить внимание с удовольствий на их Источник, а также на причину, по которой они меня путают. Тогда, с помощью окружения, я смогу приподняться над ними. Цепочка этих действий станет яснее, если я не буду с головой погружен в тот или иной вид удовольствий: деньги, животные желания, еда, почести, власть. Вместо всех этих частных наименований я использую одно общее понятие – наслаждение. Оно стоит передо мной, манит меня, захватывает меня. Что же мне делать? Здесь-то и наступает следующий этап: я вспоминаю, что единственная возможность подняться над наслаждением – это обратиться за внешней помощью. Только среда пробудит во мне желание наслаждаться отдачей и неопровержимо докажет, что это важнее, чем наслаждаться получением. Ну а затем я потребую исправляющую силу (ор макиф) и буду двигаться вперед. Главное – принципиальный подход: каким бы ни было препятствие, я вижу в нем наслаждение, которое стоит напротив желания. Как подняться на высшую ступеньВопрос: Как это возможно, чтобы человек оправдывал все происходящее в этом мире? Есть ступень выше этого мира. Допустим, мы находимся в Малхут мира Асия, а есть более высокая ступень – Есод мира Асия. Все существующее в этом мире приходит к нам с этой высшей ступени – из Есод. И подняться на более высокую ступень означает уподобиться ей, соединиться с ней, аннулировать свое «я» перед ней, любить, стать таким же как она. Разве я могу так соединиться с тем, кого ненавижу? – Нет. То есть условие подъема на высшую ступень – это согласие со всем происходящим. Нам потребуется аннулировать свой эгоизм и слиться с Высшим – во всем. Пусть тебе будет больно лишь от одного – что есть еще клипот, мешающие тебе осуществить это действие. Ненависть должна быть к ним, а ко всему остальному – любовь. Причем ненависть к клипот должна быть точно направленной, с пониманием того, что это левая линия, пришедшая от Творца. Но согласие – обязательно. Иначе как я смогу соединиться с тем, Кто посылает мне все, если я не согласен с Ним? Высшая математика духовных ступенейВопрос: В нашем мире, чтобы получить информацию, на основании которой мне действовать, я могу выбрать, какой канал телевизора включить или на какую волну настроить радиоприемник. Но если мной полностью управляют свыше, то почему я не могу получить информацию из духовного мира и действовать на ее основе? В чем тут проблема? Проблема – только с твоей стороны, а не со стороны Высшего. Вся проблема в том, что ты не чувствуешь, как тобой управляют свыше. Ты не ощущаешь тех нитей, за которые тебя дергают. И ты не сможешь их ощутить, пока не разовьешь в себе новый орган восприятия. Какой? – Осознание ближнего, понимание ближнего, соединение с ближним. Это тот самый орган чувств, которым ты сможешь ощутить нити, приводящие тебя в действие. Высший – не где-то высоко над тобой. Твоя следующая ступень (я + 1) называется Высшим. Сегодня для меня эта ступень является Творцом, завтра это буду я, а Творцом станет еще более высокая ступень. Мир как средство продвиженияВопрос: Как многообразие нашего мира связано с единой целью любви к ближнему? Детали нашего мира составляют общее кли. Возьмем к примеру какого-нибудь муравьишку, всю свою короткую жизнь ползающего по лесу в поисках пропитания. Действительно, как этот муравей связан с моей душой, с окончательным исправлением? Все уровни, лежащие ниже человеческого, представляют собой внешние проявления свойств человека. В твоих желаниях есть такой вот «муравей», который проявляется затем в физическом виде. Без этой внешней формы ты не был бы готов к внутреннему исправлению. Есть необходимость в каждой детали неживого, растительного и животного уровня, потому что они включены в человека. Своим естественным существованием они помогают нашим желаниям тоже существовать естественно, чтобы достичь человеческой ступени. На предыдущих уровнях своих желаний мы проходим то же, что свойственно предыдущим уровням нашего мира. А затем, на человеческой ступени, ощущаем приближение к духовному миру и вступление в него. Без всех этих внешних деталей не сформируются наши внутренние келим. Они должны развиваться начиная самых малых, легчайших желаний. И потому сначала формируется неживой уровень, затем растительный, а затем животный – во всем своем многообразии. Одни виды вымирают, другие внезапно обнаруживаются, все меняется и все это – проекция наших внутренних перемен. В человеке заложено все творение. Это поистине гармоничная, совершенная картина, и потому человек должен знать, как правильно использовать все детали находящейся перед ним реальности. Здесь действуют различные законы, но главный из них – относиться ко всему в контексте цели творения. Нужно использовать весь мир, однако так, чтобы это продвигало тебя к цели.
*********
C урока 28.10.2009
Как попросить, чтобы тебя услышали?Вопрос: Допустим, я накопил достаточную меру желания к исправлению. Как мне попросить, чтобы свет исправил его? Желание говорит само за себя. Человек не думает о том, как ему попросить. В тот миг, как я пожелаю – это и будет просьбой. Главное – почувствовать необходимость в ней. Как младенец – он не думает, как надо просить, чтобы мама дала молока. Это уже вырастая, он становится хитрее и приходит к матери что-то выпрашивать. А мы не знаем никаких хитростей – нам нужен крик из глубины самого сердца, самого желания. Начни работать с группойВопрос: Как человек может выяснить, с какой частью желания он может работать, а с какой – нет? Попробуй работать со всем желанием – в той мере, в которой ты способен, во всех его состояниях, со всеми наполнениями – но в отношении группы! Не просто с желаниями, которые у тебя есть в жизни, а с желаниями в отношении группы – где и произошло разбиение. Тебе не нужно бороться с куском курицы на тарелке – ты должен преодолеть свое отторжение от товарищей. Твое разбиение произошло не с курицей (я надеюсь!) – оно произошло в отношении товарищей, в отношении душ. Не сказано: «Возлюби курицу как себя», – сказано: «Возлюби ближнего как себя». Я не смеюсь – это очень серьезные вещи. После того как ты направляешь себя правильным образом, там ты проверяешь свое желание и то, в какой мере ты способен с ним работать, а в какой – нет. Начни работать с группой, проверяя свое желание – насколько ты можешь отказаться от своего эгоизма, и ты увидишь, что не во всех желаниях ты способен это сделать, и будешь заранее знать, в каких – да, а в каких – нет. Тебе будет ясно, что тут ты не способен ни чего сделать – быть еще в большей связи с ними, больше отдавать, больше жертвовать? Ну уж нет! Ты даже не способен просить исправления, чтобы это случилось: «Все, что хочешь, только это не исправляй!» И это хорошо – это анализ. Маршрутная карта духовного восхожденияВопрос: Есть только одна молитва или несколько видов молитв? Молитва – это то самое желание, которое я поднимаю к высшему с просьбой об исправлении. Сколько желаний об исправлении я поднимаю – столько и разных молитв. Существует определенное количество молитв, определенное количество состояний на каждой ступени. Поэтому каббалисты смогли составить для нас молитвенник «Сидур» (в пер. с ивр. – упорядочивание) – то есть описать порядок подъема от этого мира и до конца исправления, все возможные состояния. Это сборник инструкций – порядок подъема желаний к исправлению. Каббалисты смогли его составить, поскольку высший исправляет желания низшего согласно четкой последовательности. Действия всегда одни и те же, ведь кроме света, кли и экрана ничего нет, но совершаются они над различной мощностью желаний, различными видами линий, разнообразными состояниями в мирах, и поэтому каббалисты описывают этот процесс словно происходящий в материальном. Таков их язык. Порядок молитв определяет порядок обращения к высшему для твоего исправления. Этот порядок определяется для каждого дня, так что, если ты хочешь прожить духовный «день», то поднимать свои желания к исправлению ты должен именно в таком порядке. Если ты будешь делать это в течение шести «дней», то на седьмой день приходишь к другим молитвам, которые называются субботними. А потом ты вдруг почувствуешь, что достигаешь особых состояний, называемых праздниками и особыми днями. Существует множество состояний и для каждого из них своя молитва – свой подъем желания для исправления, потому что меняется то состояние, в котором ты устанавливаешь связь с Творцом. И каббалисты рассказывают нам, как обращаться с просьбой об исправлении частей своей души, в какой связи человек находится с Творцом до того как поднимает молитву, во время молитвы и после нее. В духовной работе молитвы никогда не прекращаются. В духовном даже младенец обязан быть мудрымВ материальном мире мать кормит младенца, когда приходит время. Но в духовном младенец обязан сам попросить у матери еду. Он должен знать, что ему надо подняться к высшему и попросить мать поднять его. Все происходит по желанию низшего. В духовном все действия происходят либо согласно решимот, либо в добавление к решимо, что называется молитвой с нашей стороны. Высший находится в абсолютном покое без всякого изменения. Меняются только наши решимот, которые либо проявляются естественным образом и тогда заставляют нас двигаться, либо мы, изучая каббалу, сами продвигаемся над ними. Решимот, которые пробуждаются в нас без нашего в том участия, не продвигают нас в духовном. Мы просто топчемся на месте, пока многочисленные страдания не сделают нас умнее и не вынудят попросить духовного развития. Решимот, которые раскручиваются естественным путем, приносят мне проблемы. Но если я включаюсь в общество, занимающееся духовным развитием, то получаю от него новые решимот – решимот от соединения с другими душами. И эти, полученные благодаря своим усилиям решимот я и поднимаю в молитве, прося о своем исправлении. Главное – связь с ТворцомВопрос: Что я должен говорить, если чувствую, что Творец жульничает со мной? С утра до вечера говори Ему, что Он жулик. Но только действительно с утра до вечера! Не бояться, но и не прекращать! Невозможно описать, насколько это помогает человеку. Такое состояние – по-настоящему подарок с небес. Ведь человек находится в связи с Творцом. Неважно, что через обратную, неявную сторону, главное – что это связь. Каббалисты – дети эпохиВопрос: В чем разница между книгами, написанными каббалистами прошлого, и книгами современных каббалистов? Что изменилось? Бааль Сулам пишет, что, предшествуя рабби Шимону, рабби Акива безусловно знал больше него. А уровень каббалистов до рабби Акива был еще выше. Разумеется, Бааль Сулам знал меньше рабби Шимона и меньше всех предыдущих каббалистов. Но для того чтобы позаботиться о нас, ему дали возможность познать и выразить все ступени. Так он пишет о самом себе. Мы оцениваем каббалиста по его книгам: «Это потрясающая книга! Я все в ней понимаю! Он великий каббалист!» Но если я понимаю его книги – может, он вовсе не велик, скорее наоборот… Мы оцениваем человека согласно тому, насколько он нам близок, насколько он может к нам спуститься – не по его высоте, а по способности быть учителем. А для того чтобы стать учителем, не нужно быть большим профессором. Поэтому вместе с падением поколений снижался и уровень каббалистов. Как возникают этапы развития? При отдалении от духовного, от возможности явно ощущать духовный мир. Во времена Храма люди явно чувствовали духовное. Мы не представляем себе, что это такое. Говорится, что по сравнению с ними мы – как ослы рядом с людьми. И это не преувеличение и не красивое выражение, а на сто процентов верно. У них был совершенно иной разум, иные органы ощущений. Свет уходит сквозь трещины между намиСейчас все человечество достигло состояния разбитого сосуда (кли) общей души. Раньше такого не было. Во всех предыдущих поколениях мы были индивидуалистами – каждый сам по себе. Когда все разрозненны и не связаны между собой – это еще не разбитый сосуд, а просто отдельные части, рассеянные и удаленные друг от друга. Когда они приходят к такому состоянию, что пытаются и не могут соединиться между собой из-за всевозможных трений – словно разбитый сосуд, который ты пытаешься склеить из осколков, а они все время распадаются, – тогда это называется разбитым кли. Тогда ты чувствуешь, что оно разбито, что это – разбиение. Именно это происходит сейчас, в наши дни. Ведь Высшая сила устраивает так, что с возрастанием эгоизма мы начинаем видеть, что находимся в одном сосуде – и он разбит. И тогда мы раскрываем, как весь свет, желающий наполнить этот сосуд, выходит из него наружу – сквозь щели, сквозь трещины между нами. В этом вся наша беда, достигающая таких масштабов, что мы уже просто обязаны соединиться. Иначе все эти разбитые части не смогут существовать. И есть опасность повторного взрыва и распада – если высший перестанет удерживать нас близко друг к другу. Тогда, как пишет Бааль Сулам, мы придем к исправлению путем страданий – через мировые войны и прочие несчастья. И нам необходимо как можно быстрее привести человечество к осознанию, что спасение – в соединении между нами. |
|
Международная Академия Каббалы "Бней Барух" |
Виртуальное обучение по сети Интернет |
Трансляция телеканала Каббала ТВ |
Глобальные проблемы человечества
О преодолении мирового кризиса |
Газеты: 'Каббала Сегодня' 'Каббала Миру' |
Рассылка "НАУКА КАББАЛА" |
Cайт автора по тематике каббалы |
КНИЖНЫЕ МАГАЗИНЫ: в Израиле в Москве и Санкт - Петербурге в Украине в США, Канаде, Австралии, Зап. Европе Здесь вы можете приобрести книги Михаэля Лайтмана. Можно заказать книги через интернет. |