Выпуск 184 | |
"Каббала - это учение о причинно-следственной связи духовных источников, соединяющихся по постоянным и
абсолютным законам в одну высокую Цель - постижение Творца созданиями, существующими в этом мире."
- Бааль Сулам. "Матан Тора" - Наука Каббала зависит (чтобы ее понять) от всех наук (поэтому Каббала раскрывается только после того, как человечество раскрывает все науки нашего мира в общем, и удостоверяется в их ограниченности), которые, в свою очередь, зависят от нее.
Каббалисты – о каббалистахДорогие
друзья! продолжаю публиковать избранные цитаты великих
каббалистов на разные темы.
|
"Питаться"
от учения Бааль Сулама и Рабаша
Вопрос: Что добавил Бааль Сулам к исправлению души, которое начал Ари? Ответ: Ари сам ничего не писал. Писал его ученик Марху (Хаим Виталь) и его записи опубликовывались в течение трех поколений после смерти Ари. Бааль Сулам объяснил и систематизировал всё учение Ари. До него учение Ари не было упорядочено, поэтому его невозможно было изучать. И многие, кто начинали изучать Ари, переходили на изучение трудов Рамака. Я сам изучал Рамака, пока не открыл для себя Бааль Сулама. Я видел многих каббалистов, которые вместо Ари учили Рамака, потому что в его книгах все известно, упорядочено. А труды Ари не были упорядочены. Бааль Сулам систематизировал, детализировал, объяснил и оформил их: три линии, 1-ое и 2-ое Сокращения, Творец и творение, определение миров, сфирот, парцуфим, НАРАНХА"Й, КАХА"Б, ЗО"Н, создал сборник чертежей высших миров - книгу Аэлан. И хотя отсутствуют некоторые части, которые бы он мог еще упорядочить (Адам Ришон, нечистые миры БЕА), но, видимо, он не хотел этим заниматься. Без Бааль Сулама у нас не было бы учения Ари. Без него невозможно было бы понять Ари. Сейчас, читая других каббалистов, ты понимаешь их потому, что ты знаком с трудами Бааль Сулама. Без него ты бы запутался. Что бы ты ни взял – книги по хасидут, Рамака, Агра – ты понимаешь их только потому, что изучал Бааль Сулама. А без статей Рабаша мы не смогли бы понять, что хотят от нас, что такое работа Творца. Без этих двух каббалистов, которые дополняют друг друга, Рабаш дополняет своего отца, у нас не было бы правильного подхода к методу исправления. |
_________________ Кто такой каббалист? Но каббалисты, постигающие (в своих чувствах и разуме) высшие (чем постижения в 5 телесных органах чувств) ступени, постигают все (мироздание) в полном объеме (включая и его скрытую от людей часть), удостаиваются полного постижения этих уровней в себе, что (и это постижение именно и) называется "душа". Бааль Сулам. "Тайна зарождения – в рождении". Каждый, кто получает изобилие от Творца, гордится венцами (плодами творения) Творца. А тот, кто удостоился в час действия (исправления себя) почувствовать, что и Творец гордится им, найдя его готовым (в своем подобии Творцу) к получению изобилия (света отдачи и любви), – тот называется каббалистом (получающим, уготовленное Творцом благо). Бааль Сулам. Письмо 46. Наука Каббала зависит (чтобы ее понять) от всех наук (поэтому Каббала раскрывается только после того, как человечество раскрывает все науки нашего мира в общем, и удостоверяется в их ограниченности), которые, в свою очередь, зависят от нее (именно из раскрытия и освоения Каббалы, человечество узнает истоки всех наук). А потому не можем мы найти ни одного истинного каббалиста, у которого не было бы обширных знаний во всех, известных в мире, науках (не потому что они их изучали, а), вследствие того, что приобретают их, исходя из сути науки Каббала, так как все науки заключены в ней. Бааль Сулам. "Наука Каббала и ее суть". Однако суть слова "духовное" (свойство отдачи) не имеет никакого отношения к философии (ведь она не занимается исправлением человека, а философы размышляют своими же эгоистическими свойствами), потому что, каким образом можно обсуждать то, чего никогда не видели и не ощущали? (Ведь ощущают только в земных свойствах, а духовное постигается в свойстве отдачи, обратное земному, эгоистическому). На чем это основано (их утверждение, что они понимают духовное)? (Ясно, что только на их полном невежестве!). Ведь если есть какое-то (истинное) определение, позволяющее различить и отделить духовное от материального, то дать его не может никто, кроме тех, кто постиг однажды духовное и ощутил его (а потому точно знает, что такое и материальное, и духовное), - а это истинные каббалисты (постигшие еще в нашем мире и духовный мир). Поэтому мы (чтобы разобраться даже только в нашем мире, понять для чего мы, как правильно жить) нуждаемся в науке Каббала. Бааль Сулам. "Каббала и философия". Становится понятно, каким достоинством (особым свойством и знанием, сердцем и разумом) обладает человек, удостоившийся вновь слиться с Творцом. Это означает, что удостоился он подобия свойствам Творца, тем, что силой Торы (света исправления) обратил, отпечатанное в нем, (эгоистическое) желание получать, которое и было тем, что отделяло его от сущности Творца (абсолютного добра, отдачи), в противоположное, и сделал из него (именно из своего эгоизма) желание отдавать. И все действия его теперь направлены лишь на отдачу и принесение пользы ближним (в чем подобен Творцу). И тем, что сравнялся со свойствами Творца, он подобен органу, который был отрезан когда–то от тела, но вернулся и вновь соединился с телом. И поэтому снова знает мысли тела, как знал их до того как отделился от тела. Так же и душа (точка в сердце каждого, устремление к Творцу, после того, как пробуждается в человеке): после того как обрела (исправлением себя светом) подобие Творцу (обрела свойство отдачи вместо исходного свойства получения), она возвращается (к связи с Творцом в одно целое) и вновь знает мысли Его (как свои, потому как достигла слияния с Ним), как знала до отделения от Него, по причине (обнаруженного ею) отличия свойств желания получать (от свойств света, Творца). И тогда исполняется в человеке сказанное: "Познай Творца, отца твоего", поскольку тогда удостаивается совершенного знания – постигает разум Творца и удостаивается раскрытия всех тайн Торы, так как мысли Творца и есть тайны Торы. (Тайнами называются желания и мысли Творца, поскольку скрыты от человека отличием свойств, и становятся доступными человеку в мере подобия свойств его и Творца). Бааль Сулам. "Статья к завершению Книги "Зоар"". ________________________ Идти путями каббалистов И говорит об этом Рамбам, приводя жизненный пример: "Если колонна из тысячи слепых людей идет по дороге, и есть во главе колонны хотя бы один зрячий, то все они уверены в том, что идут по прямой дороге, и не упадут, ведомые тем, кто видит путь. Но если не будет во главе колонны зрячего поводыря, несомненно, собьются с пути и затеряются". (Такова роль духовных предводителей поколений – в продвижении поколения к Творцу путем Торы. А обязанность масс - слушаться духовно зрячего предводителя). Бааль Сулам. Предисловие к Книге Зоар. п.57.
И тогда (если аннулирует себя перед ними), он получит от них силы (отдачи и любви), которых не хватает ему со стороны его собственной (эгоистической) природы. И в этом польза от того, что помещены праведники по всем поколениям, чтобы в каждом поколении было к кому обратиться и прилепиться, и получить от них силы, нужные для восхождения на ступень праведника. И благодаря этому (обучению отдавать и любить у праведников) и сам человек потом становится праведником (и обязан, в свою очередь, передать свои силы ученикам). Бааль Сулам. Шамати. 99. "Грешник или праведник не сказано". Наиболее эффективный путь для стремящегося изучать эту науку – найти настоящего мудреца-каббалиста, подчиниться всему, что он возложит на него, пока не удостоится понять (в своих исправленных желаниях) науку (раскрытия Творца) с его помощью, то есть, как от первоисточника (от самого Творца), после чего удостоится восприятия из уст в уста (в совместном экране, постижении, слиянии), что является второй составляющей. И только после этого (внутреннего) понимания написанного, являющегося третьей составляющей, он легко унаследует от своего Учителя всю мудрость и средства, с помощью которых ему останется только расширять и развивать (свои раскрытия Творца). Бааль Сулам. "Наука Каббала и ее суть". Но, несмотря на то, что обладает душой, сам он не в состоянии устремиться к раскрытию Творца, пока не низойдет на него "дух" свыше, - тогда (и только) это обяжет его прислушаться, следовать указаниям мудрых (как отречься от своего эгоизма) и полностью верить им (их указаниям, аннулировав себя). Бааль Сулам. Письмо 19. А поскольку в любом поколении развиты отдельные личности, то когда (придет время и) большинство (поневоле) осознает необходимость избавиться от невероятных страданий, начав (духовно, в отдаче и любви) развиваться по своей воле и по собственному желанию, (а не насильно путем страданий), то есть, путем Каббалы, тогда они (массы) обязаны будут подчинить индивидууму себя и свою телесную свободу. И выполнять его (духовного предводителя) распоряжения и принять тот бесценный дар (методику исправления эгоизма), который он предложит им. Бааль Сулам. "Свобода воли". В том, что касается духовной жизни, нет никакой естественной обязанности личности перед обществом. А как раз наоборот, тут действует естественный закон - большинству склониться перед (духовной) личностью и служить ей (подчиниться, чтобы самим достичь т.о. цели). Бааль Сулам. "Свобода воли". Если в то время, как большинство человечества неразвито, а развитые – всегда малочисленное меньшинство, мы будем принимать решения согласно желанию неразвитого и легкомысленного большинства, получится, что мнение и стремление мудрецов и развитых членов общества, которых всегда меньшинство, не будет услышано и принято в расчет. И таким образом, мы обрекаем человечество на регресс, поскольку оно не сможет продвинуться (к обязательной цели своего творения) даже на один шаг. Бааль Сулам. "Свобода воли". _______________ Основные каббалистические источники. Книга Зоар Мы не нашли до книги "Зоар" Рашби ни одной систематизированной книги по Каббале. Все предшествующие (Книге Зоар) книги по Каббале не могут называться разъяснениями науки Каббала, и являются лишь намеками (краткими неполными объяснениями), которые к тому же не соблюдают порядок причины и следствия, а потому таково и (несистематическое, неправильное) понимание сказанного в них. Бааль Сулам. “Раскрытие меры и скрытие двух”. Душа Рашби была со стороны окружающего света (О"М), и поэтому была у него сила выражаться так, чтобы это было понято не массами (эгоистическими, неисправленными), а лишь тем (единицам), кто (оказался) достоин понять (тем, что исправил себя или очень этого желает. А если не преследует эту цель, то книга Зоар отталкивает его, вызывает в нем отторжение к себе). Потому "позволение (свыше)" написать книгу Зоар было дано именно ему, а не его учителям или предшественникам, несмотря на то, что они, безусловно, обладали знаниями большими, чем он, но не было в них силы выразить эти знания так, как мог выразить он (чтобы раскрыть их только действительно желающим). Бааль Сулам. “Раскрытие меры и скрытие двух”. Рашби и его поколение постигли уровень Книги Зоар, т.е. полностью постигли все 125 ступеней подъема от нашего мира до полного исправления, несмотря на то, что было задолго до прихода Машиаха (до нашего времени). Это о нем и его учениках сказано: "Мудрец предпочтительнее пророка". И поэтому много раз говорится в "Зоар", что не будет поколения, подобного поколению Рашби, вплоть до поколения Машиаха (нашего поколения). Поэтому его великая книга произвела на мир столь сильное впечатление, ведь тайны Торы, заключенные в ней, охватывают высоту всех 125 ступеней. (Не потому что мир в ней понимает, а потому что в ней есть высшая сила). И потому в самой Книге Зоар сказано, что "Зоар" раскроется лишь в конце дней, т.е. в дни Машиаха, поскольку, если ступени изучающих не равны ступени автора, то они не поймут его намеков, так как нет у них общего постижения. (В конце дней развития эгоизма, когда человечество начнет осознавать свой путь, как порочный, и пожелает себя исправить – тогда возникнет потребность в Книге Зоар, потому что только при ее чтении с правильным намерением, исправиться, можно вызвать на себя силу, свет исправления). А поскольку ступень постигших "Зоар" – это все 125 ступеней, то невозможно постичь их до прихода Машиаха. Получается, что в поколениях, предшествующих приходу Машиаха, нет общего постижения с автором "Зоара", и потому не мог "Зоар" раскрыться в тех поколениях, что предшествовали поколению Машиаха. (Нет достаточно развитого эгоизма!) Бааль Сулам. Статья к завершению Книги Зоар. _________________ Основные каббалистические источники. Произведения АРИ А о самом Ари правильно будет сказать то же, что сказано о Рашби, то есть, что его предшественникам (хотя знали больше Ари), не дано было разрешение свыше раскрыть толкования науки, а Ари такое позволение было дано. Но это совершенно не определяет величие или незначительность постижений, так как вполне возможно, что величина постижений предшественников была неизмеримо большей, чем у Ари, но им не дано было разрешение на их раскрытие. И поэтому они остерегались писать разъяснения, относящиеся к сути науки, и довольствовались краткими намеками, не связанными между собой. И поэтому, с того времени, когда раскрылись в мире книги Ари, все, кто занимался наукой Каббала, оставили книги Рамака, а также (каббалистов периодов) "первых" и "гаонов", предшествовавших Ари, и сосредоточились лишь на изучении трудов Ари. Таким образом, основой разъяснений науки Каббала, таких, какими они должны быть, являются книги "Зоар" и "Исправления" (Тикунэй Зоар) к ней, а после них – труды АРИ. (На Зоар и книги Ари Бааль Сулам дал полный комментарий, и поэтому в нашем поколении мы изучаем эти два источники через его труды). Бааль Сулам. “Раскрытие меры и скрытие двух”. Рав Ицхак Лурия, трудился и передал нам знания, умножив их, и превзошел своих предшественников. И если бы умел я говорить, то прославлял бы тот день, когда открылась мудрость его, почти как день дарования Торы (методики исправления) Израилю (желающим духовно исправиться). Нет слов выразить важность его духовной работы для нас, потому как были двери постижения заперты на крепкие замки, а он пришел и открыл их для нас... В 38 лет он превзошел своей мудростью всех предшественников, от гениев до масс. И все старцы земли, друзья и ученики мудреца РАМА"Ка, поднялись и предстали пред ним, как ученики перед Равом. И все мудрецы последующих поколений, до наших дней, все без исключения, перестали пользоваться книгами и сочинениями, написанными ранее, будь то Каббала РАМА"Ка, Каббала Первых или Каббала Гаонов, (все, кто жил и трудился до Ари) и всю свою духовную жизнь посвятили слиянию с его священной мудростью. Бааль Сулам. Предисловие к книге "Паним меирот". ______________
Основные
каббалистические источники Знай, что не было со времен АРИ до сего дня (такого каббалиста), кто понял бы (постиг в полном понимании) методику АРИ до корней (ее исходных духовных корней), так как легче постичь разумом вдвое большим, чем у АРИ, чем понять его методику (постижения высшего), (по причине того, что) побывавшую во многих руках от первого описателя ее и до последних составителей, (описавших ее) в то время, когда они еще сами не постигли этих вещей полностью до их высшего корня, и каждый переиначивал и запутывал содержание. (А духовное постижение не зависит от разума исследователя, а от вида его души). И вот я удостоился перевоплощения души АРИ – не за свои хорошие дела, а по высшей воле, которая от самого меня сокрыта, почему избран я для этой чудесной души, которой не удостоился ни один человек со времени его смерти и до сего дня. Но не могу я много говорить об этом, потому что не в моих правилах говорить о чудесах. Бааль Сулам, письмо 39. Но знаю я, что причина этого в том, что упала вера, особенно вера в великих мудрецов поколений, а книги Каббалы и книга Зоар полны примеров, взятых из нашего мира. Поэтому страх возникает у каждого, что вреда будет больше, чем пользы (от его учебы и вместо исправление получит еще большее разбиение-эгоизм), поскольку (читая излагаемое в земных образах) легко можно начать представлять себе (вместо духовных качеств) овеществленные образы. И это то, что обязало меня сделать подробные комментарии на сочинения великого Ари (ТЭ"С), а теперь и на Зоар (Перуш Сулам), и этим полностью убрал страх (возможного неправильного и потому вредного изучения Торы), потому как прояснил все духовные понятия, отделив их от какого бы то ни было материального представления, выведя их за понятия времени и пространства, как убедятся изучающие, дабы позволить любому из масс изучать книгу Зоар и согреваться в ее святом свете. (Т.е. изучая книгу Зоар с комментарием Сулам, можно совершенно не бояться сбиться с пути к цели своего создания – слияния с Творцом). Бааль Сулам. Предисловие к Книге Зоар, п. 58. Все предшествующие разъяснения на Книгу Зоар не разъяснили даже десяти процентов из трудных мест, встречающихся в ней. Да и в той малости, которую разъяснили, – туманны их слова, почти как слова самой Книги Зоар. А в нашем поколении удостоились мы комментария "Сулам", являющегося полным комментарием на все, сказанное в Зоаре. И кроме того, что не оставляет во всем Зоаре ни одной неясности, не объяснив ее, разъяснения также основаны на простом здравом смысле, и любой изучающий может их понять. И тот факт, что Зоар раскрылся в этом поколении, является явным доказательством того, что мы уже находимся в начале периода Машиаха (полного всеобщего исправления всего человечества), и являемся тем поколением, о котором сказано: "И наполнится земля (земля "эрэц", от слова "рацон" желание) знанием Творца". Бааль Сулам. Статья к завершению Книги Зоар. "И я приложил усилия в этом моем анализе, чтобы объяснить 10 сфирот, как этому научил нас божественный мудрец Ари, в соответствии с их духовной чистотой, свободной от любых чувственных (земных, эгоистических) понятий. Таким образом, чтобы любой начинающий мог приступить к изучению этой науки и не испытал бы неудачу в виде какой-либо материализации или ошибки (которая только удалит его от раскрытия Творца), и понимание этих 10 сфирот (основных 10 понятий) откроет также возможность рассмотреть и узнать, как (правильно) понимать остальные понятия этой науки". Бааль Сулам. ТЭС. Внутреннее созерцание, перед 1 частью. Кому как не мне знать, что не достоин я вовсе быть даже посланником, повествующим о раскрытии таких тайн, не говоря уже о том, чтобы понимать их до самых корней. Почему же Творец свершил для меня это? Лишь потому, что поколение достойно того, ибо это последнее поколение, стоящее на пороге полного избавления и заслуживающее первых звуков шофара Машиаха, суть которого – в раскрытии утаенного. Бааль Сулам. “Шофар Машиаха”. |
|
Международная Академия Каббалы "Бней Барух" |
Виртуальное обучение по сети Интернет |
Трансляция телеканала Каббала ТВ |
Глобальные проблемы человечества
О преодолении мирового кризиса |
Газеты: 'Каббала Сегодня' 'Каббала Миру' |
Рассылка "НАУКА КАББАЛА" |
Cайт автора по тематике каббалы |
КНИЖНЫЕ МАГАЗИНЫ: в Израиле в Москве и Санкт - Петербурге в Украине в США, Канаде, Австралии, Зап. Европе Здесь вы можете приобрести книги Михаэля Лайтмана. Можно заказать книги через интернет. |