Только сейчас науку каббала начинают
изучать во всем мире. Ее не изучали не
потому, что она непостижима. Ведь и у
астронома нет никакого понятия о звездах и
планетах, но он изучает процессы,
происходящие с ними, как науку. Знания
науки каббала были скрыты от человечества
не больше астрономии. Ее детали и процессы
хорошо разъяснены в учебниках по каббале
даже начинающим.
Причина скрытия науки каббала в том, что
сами каббалисты скрывали ее в течение
тысячелетий, вплоть до нашего времени,
пока не появилась настоятельная
необходимость в ней, поскольку
человечество развилось в своем эгоизме и
осознало порочность и тупиковость своего
развития.
Основы терминологии
Бытует мнение, что, так как каббала
исследует характеристики мироздания,
являющиеся корневыми даже для таких
базисных категорий нашего мира, как
пространство, время, движение, и выходящие
за рамки воображения человека, ученые-каббалисты
используют в качестве терминов
абстрактные обозначения. В
действительности же положение в изучаемой
нами науке обратно представленному выше
мнению. Каббала, будучи не только и не
столько инструментом исследования,
сколько практическим методом, использует
имена, названия и термины, только лишь при
условии реального соответствия объектам и
явлениям, которые они обозначают.
Существует железное правило
исследователя-каббалиста: "то, что не
постигнуто, не может быть названо по имени".
Само слово постижение как термин
происходит из понятия, приведенного в
одном из каббалистических текстов -: "когда
достигнет рука твоя...", то есть
необходимый уровень познания, который
можно назвать постижением, соответствует
чувственному ощущению, приравниваемому к
реакции сенсоров тела. Уровни познания, не
соответствующие данному определению,
именуются в каббале как понимание,
изучение и пр.
Здесь нам следует вкратце коснуться
следующего вопроса - проблема постижения
также подразумевает вопрос о глубине
постижения: что именно в исследуемом
явлении, мире, объекте доступно постижению,
и какие уровни его существования в любом
случае останутся за рамками любого
исследования.
Из наиболее очевидных примеров
контакта человека с окружающим миром нам
становится ясно, что глубина постижения
человека ограничивается рамками его
потребностей. Существуют реальные,
ежедневно используемые человеком силы и
явления, такие как физические поля, волны и
др., сути которых человек так и не постиг,
но, узнав, исследовав и использовав их
свойства и воздействия, он дал им эти
названия, не заботясь о том, что суть их ему
неизвестна. Имена даются по ощущаемым
проявлениям данного объекта, а точнее по
их воздействию на человека. Слова входят в
обиход и вызывают у каждого группу
ассоциаций с суммой тех проявлений этого
объекта, пусть даже ограниченной, с
которыми знаком данный человек лично или
понаслышке. Именно эта сумма ассоциаций и
создает в человеке ощущение предметности
того или иного объекта.
То есть реальность чего-либо определяется
реальностью суммы воздействий данного
объекта на ощущения исследователя. Это
верно как в отношении первопричины и ее
исследуемых проявлений, так и в отношении
объектов и тел нашего мира, воздействующих
на наши пять органов чувств. Познание их
также ограничивается знакомством с их
воздействием на нас, а сумма реакций наших
сенсоров на воздействие создает в нашем
представлении полный и достаточный образ
объекта, несмотря на отсутствие знания о
внутренней сути данного объекта.
То же будет справедливо и в отношении
самопознания человека. Все, что знает
человек о себе, - есть внешние проявления
некоей внутренней сути, с которой он
незнаком.
Приступающий к изучению основ науки на
первом этапе наполняет звуковую оболочку
терминов представлениями, почерпнутыми из
учебников, по необходимости полагая, что
имена эти - результат воздействия
обозначаемых ими явлений на ощущения
специалистов, исследовавших эти явления
или же на приборы. В процессе дальнейшего
продвижения в науке, в результате того, что
он испытывал в должной степени
воздействия этих факторов в результате
экспериментов, реальность терминов данной
науки переходит на более высокий уровень.
Данный принцип справедлив и в отношении
исследователей, для которых испытываемое
воздействие первопричины, называемое в
каббале свет, на каждом из уровней ее
проявления является полным и достаточным
основанием для наименования этого уровня.
Поэтому одно из правил в Каббале
гласит: "Все, поддающееся оценке и
исходящее из первопричины, проявляясь на
различных уровнях природы, - полностью
удовлетворяет потребности постигающего".
Таким образом, у человека никогда не
возникает необходимости в чем-либо, что не
заложено в природе мироздания, которое, в
общем, является проявлением первопричины.
Одним из выводов вышесказанного является
то, что истинному материалу элементов
первой системы, называемых духовными
мирами, исследователь не в состоянии
присвоить какое-либо название, так как наш
язык есть проявление и инструмент
сознания, которые рождены совокупностью
ощущений и представлений. Они же, в свою
очередь, есть результат воздействия мира,
ограниченного категориями пространства,
времени и движения.
Исследования ученых-каббалистов
показали, что строение всех духовных миров
в точности повторяет друг друга с разницей
лишь в "материале", то есть в
состоянии элемента получения в них,
определяемого большей или меньшей
степенью удаленности от состояния подобия
первопричине.
Поэтому каждое следующее звено - это
проявление первопричины на данном уровне
качественной удаленности от ее характера
и, естественно, будучи как бы ею самой,
несущее, представляющее на этом уровне ее
цель. В этом качестве само это звено
системы (как соединение элементов
получения и влияния, т.е. достигнутой цели),
в полном смысле слова является
первопричиной для низшего звена,
порождающей его и полностью определяющей
все его свойства.
Полная идентичность и определяемость
низшего высшим дана учеными в следующей и
подобных ей формулировках: "Судьба
травинки, находясь в высшем мире, бьет по
ней, находящейся в низшем, и заставляет ее
расти по ее подобию".
Все это дало возможность ученым применить
для передачи информации об уровнях
мироздания, недоступных для простого
описания, особую знаковую систему,
названную ими "язык ветвей", каждое
слово в которой, семантически привязанное
к объекту или явлению нашего мира, - ветви,
указывает достигшему уровня, на котором
находится причина, порождение этого
объекта - корень, о каком явлении или
объекте высшего уровня идет речь.
Таков характер языка, используемого
учеными-каббалистами, для передачи
необходимой друг другу и всему миру
информации, и для использования ее в
следующих поколениях, в устной и в
письменной форме. Язык ветвей отвечает
требованиям достаточности, то есть
полностью удовлетворяет необходимость
желающих изучить мироздание и участвовать
в реализации его цели.
Итак, системным подходом к созданию
терминологии в Каббале является принцип языка
ветвей, основывающийся на характере
строения мироздания, как предмета
изучения данной науки.
К сожалению, невозможно привести здесь
множество других очень важных аспектов
знаковой системы Каббалы, таких как
передача информации через графическое
начертание букв ивритского алфавита,
через их числовое значение, так называемые
гематрии. Все это изучается в
отдельном курсе.
(продолжение следует)
*********************************************************