---------------------------------------
Вопрос: Почему
со стороны природы нет
такой охраны от вредного использования всех внешних наук, какая
существует в науке
каббала, которую невозможно применить во вред?
Ответ: Дело
в том, что наука каббала находится выше махсома, границы духовного
мира. Если ты проходишь
махсом, то можешь приблизиться к этой науке и использовать ее,
но только в мере своего экрана. А все внешние науки не требуют
экрана для своего использования. Почему же на внешние науки нет
такого запрета, как на каббалу?
Древние мудрецы сами ввели такой запрет на распространение знания
среди простого народа. Почему же он не существовал изначально, от
природы, чтобы в мере духовного развития человека, его морали, он
мог бы использовать силы природы, как в духовной мудрости?
Но если бы такой запрет существовал изначально, мы никогда не
достигли бы осознания зла, для которого и предназначен наш мир.
Нужно дать эгоизму определенную
свободу, чтобы люди, погруженные в него, обнаружили зло своего
существования и захотели подняться над ним.
Если бы эгоизм был ограничен, то человек остался бы без выбора и
осознания зла. Нам просто нечего было бы делать в таком мире.
Представьте, что у нас нет возможности сделать ничего плохого,
невозможно раскрыть свое зло. Мы жили бы как животные, как все
остальные уровни природы.
Человек этого мира выделяется из всей
остальной природы именно тем, что использует силу своего зла и
достижения своей науки. Сила зла заключена в его сердце, то есть
в эгоизме, и развивая науку, он использует ее ради эгоизма,
поскольку желание первичнее разума и властвует над ним. А
потому, если желание человека злое, то и разум становится злым и
думает, как использовать мудрость, науку в собственных корыстных
целях: якобы на благо себе и во вред другим.
Цель развития
внешних наук только в том, чтобы прийти к осознания зла. Именно
для этого мы и существуем, чтобы выяснить, что ни с помощью
науки, ни самых выдающихся достижений невозможно достичь хорошей
жизни. В этом и состоит понятие "осознание зла", что в любом
явлении мы обнаруживаем, что оно нам во вред, потому что
используем его эгоистически и никак иначе не способны.
Наука всегда была предметом гордости
человечества, ведь мы сами развили ее - это плод нашего
интеллекта, внутреннего усовершенствования: духовного,
душевного. Это то, что отделяет человека от животного. И вдруг
оказывается, что та же самая наука делает из нас жалкие,
несчастные существа, ниже любого животного. Это и называется
осознанием зла - результат, в который невозможно поверить. После
всех вложенных титанических усилий в науку в течение тысяч лет,
в надежде получить власть над собой и природой, мы оказались
униженными и растоптанными за счет того самого зла, которое
находится в нас.
Я чувствую, как
осел удобно уселся у меня на шее, а я иду и волоку его на себе.
Поэтому мы не хотим дальше развиваться и разочаровываемся. Мы
уже не относимся с таким благоговейным почтением к ученым, как
это было раньше, к философам. У современного человека вообще не
осталось никаких авторитетов и святынь - мы нарочито
пренебрегаем всем, относящимся к человеческой ступени: даже
музыкантами, писателями. Нас не волнует ничто, ведь
разочаровавшись во всем, мы не ждем от развития ничего, кроме
вреда.
Такое ощущение нарастает в человечестве.
Никому уже не интересны все эти регалии: доктор наук, профессор,
президент. Нет уважения ни к какой должности, и это хорошо - это
значит, что мы наконец-то сделали правильный вывод из всей нашей
жизни, и поняли, что использовали все наши хорошие инструменты,
чтобы довести себя до самого низменного положения.
Современный
молодой человек не хочет учиться, работать, брать на себя
ответственность. 99% предпочли бы не вставать с дивана, если им
включат телевизор и чем-то покормят. И это естественно и хорошо
- так и приходят к осознанию зла.
Итак, в развитии
науки было два периода. Первый период, когда древние мудрецы
скрыли науку, и это скрытие продолжалось до 16-17 века, пока не
началась эпоха просвещения. И тогда наука вышла из скрытия,
подобно тому, как после Ари весь мир начал просыпаться. Время
начало бежать все быстрее и быстрее, пока не домчало нас до
сегодняшнего
кризиса.
Из урока по "Предисловию к книге "Паним меирот"", 09.03.2014
--------------------------------------
Вопрос: Сегодня
мы уже видим: чтобы поднять уровень своих исследований, ученый
должен измениться сам. Но согласится ли он на это?
Ответ: А
разве у него будет другой выход? К тому же это касается не только
ученых, но и представителей других профессий: например, учителей
или бизнесменов. Ведь иначе коммерсанты не смогут заключать и
соблюдать сделки. Сегодня они внезапно обнаруживают, что
обязательства не выполняются. Средний класс потому и исчезает, что
люди не умеют вести бизнес и работать интегрально. Они еще не
разглядели причинукризиса.
Сегодня слабые остаются слабыми и не чувствуют больших перемен;
богатые пока что пользуются любыми, даже кризисными возможностями,
чтобы увеличивать свою прибыль; а вот среднему классу досталось.
Но в итоге люди сумеют понять, что им необходимо измениться,
поскольку других вариантов просто нет. Им будет всё яснее, что
невозможно и дальше сохранять прежние методы ведения дел.
Сегодня перестают работать проверенные механизмы глобальной
торговли. Власть уплывает из рук верхушки, и в итоге это заставит
всех задуматься о том, как вернуть себе контроль над событиями. И
тогда станет очевидно: единственная возможность восстановить
контроль – это переход к отдаче.
Лишь тогда ты будешь управлять ситуацией.
Все почувствуют эту необходимость, в том числе и ученые. Причем
они поймут это лучше других – на основе научных данных. Ведь
практически все области науки оказались сегодня в тупике, на грани
возможного – и исследователи уже понимают необходимость
кардинальных перемен. Пройдет недолгое время, и они признаются,
что перемены эти должны произойти в них самих.
Таким образом, они осознают зло,
однако сами не смогут перейти к добру. Здесь-то мы и должны
предоставить им силу исправления.
Более того,
ученый сам потянется к ней и сможет сделать верный шаг, видя
неизбежность интегрального подхода. Ведь природа раскрывается
ему интегральной, тотально взаимосвязанной. Он воочию видит, что
не может достичь результатов, потому что "уперся" в
бесконечность, в неведомое. Перед ним интегральная картина, все
части которой переплетены неисчислимыми взаимосвязями, и он не в
силах объять всё это, не в силах "переварить" эту целостность и
работать с ней. Он не может создать в себе модель общей, единой
картины.
А между тем, обойтись без такой внутренней
модели невозможно. Даже известные научные концепции – например,
теорию Эйнштейна – мало кто может постичь на достаточную
глубину. Что уж говорить о раскрывающихся сегодня явлениях,
которые проистекают не из нашего мира и могут быть поняты только
интегральным разумом.
И потому ученый
поймет, что ему необходимо изменить свой подход, свое
восприятие, себя самого, свой взгляд на мир. Но как? На этот
вопрос он не найдет ответа без нашей помощи. Именно мы должны
объяснить, как осуществлять перемены в себе.
--------------------------------------
Исправление разбитой души началось
с Адама Ришон и продолжается уже почти шесть тысяч лет до наших
дней. Мы находимся на последнем, особом этапе, отличающемся
тем, что в нем исправление должно идти уже с пониманием и
осознанно большой массой людей, то есть душ, в которые облачились
искры от разбиения.
Все эти тысячи лет от Адама Ришон и до нашего времени проходили
разные периоды, когда души исправлялись во всевозможных формах,
индивидуально, то есть в небольших группах.
Первая группа была создана Авраамом и названа Исраэль (яшар-кель -
"прямо кТворцу").
Но сегодня мы находимся в особом времени, которое названо
каббалистами "последним поколением". Ведь именно сейчас нам нужно
реализовать науку каббала практически, то есть присоединить всех
людей к процессу исправления.
Это характерная особенность последнего периода исправления,
которое должно закончиться в ближайшие несколько лет или несколько
десятков лет, в зависимости от прикладываемых нами усилий. До сих
пор, высшее управление действовало на нас обязательным образом, и
мы почти не могли ускорить развитие и изменить сроки.
Все раскрывалось сверху вниз: строительство Первого Храма -
разрушение, строительство Второго Храма - разрушение, и так
вплоть до завершения самого последнего изгнания.
Но с этого момента и далее, после
возвращения народа на свою землю, начался последний этап
исправления, требующий понимания, осознания и присоединения ко
всему этому процессу всего человечества. В это вовлечены
уже не отдельные избранные личности и небольшие группы, а в
итоге должен включиться весь мир. Об этом писали каббалисты, и
это ясно из строения высшей системы. Только после того, как весь
мир присоединится к этому процессу, мы удостоимся желанного
исправления.
Поэтому нам не достаточно только учиться.
Учеба призвана притянуть к нам свет, возвращающий к источнику, и
усилить человека в его действиях на той ступени, где он
находится. Если не будет практической работы с людьми, которая
является самой важной, то бесполезно изучать науку каббала. Ведь
ее реализация именно в том, что мы практически расширяем свой
круг все больше и больше.
Такое
расширение, экспансия во всех направлениях - это совершенно
необходимое действие, которое уникально и не характерно ни
одному предыдущему периоду. Это учение всегда скрывалось,
пряталось, собирало народ в каком-то скромном, неприметном
месте, чтобы не привлекать к себе внимание и не демонстрировать
себя перед всеми, то есть действовало в противоположность всем
остальным религиям.
Но сейчас как раз наоборот, наш период
совершенно противоположный, и нам нужно показать, что такое, на
самом деле, истинная религия и в чем предназначение человека в
этом мире.
Каббалисты
мечтали начать эту работу во всех поколениях, но время
действовать еще не пришло. Только в наше время это стало
возможным.
Из урока на тему "Важность
распространения", 19.03.2014
---------------------------------------
Предисловие Книги
Зоар, гл. "Вторая заповедь", п. 198: Вторая
заповедь – это заповедь, которая основывается на заповеди страха,
никогда не оставляя ее. И это заповедь любви: должен любить
человек Господина своего совершенной любовью.
Ибо есть зависимая любовь, приходящая вследствие множества
благ, дарованных ему Творцом, и, благодаря этому, человек
сливается с Ним сердцем и душой. Но, хотя он и слит с Творцом в
абсолютном совершенстве, все же такая любовь считается
несовершенной.
Совершенная любовь -
это самое значительное, высшее и всеобъемлющее указание,
переданное нам каббалистами - основное требование к творению,
которое нам необходимо выполнить. И потому оно называется заповедью.
При зависимой любви - чем больше я получаю, тем больше люблю
дающего. Выходит, что я люблю не его самого, а источник приходящих
от него наслаждений. Если же источник наслаждений иссякнет, то я
потеряю связь с этим человеком, с этой силой. Это называется
зависимой любовью, ведь она зависит от моего наслаждения.
Я зависим в этой любви, потому что не отделяю себя от своего
наслаждения, от той части, которая наслаждается во мне. Я еще не
разделяю себя на две половины: на осла, получающего наслаждение, и
человека, который видит, понимает и чувствует это. Осел и человек
пока соединяются вместе. И потому, если мне хорошо - я люблю
источник своего наслаждения, а если мне плохо - то не люблю.
Мы все так любим в этом мире, начиная с
маленьких детей, которые кричат, что мама плохая, если не делает
то, что нравится ребенку. Такова прямая естественная реакция эгоизма,
свойственная каждому относительно всей жизни. И естественно,
такая любовь считается зависимой и несовершенной. Она
соответствует уровню нашего развития, и с этим ничего нельзя
сделать.
Разумеется, чем
дальше мы будем развиваться, тем более возвышенной любви будем
требовать: не просто вкусной пищи, услуг, мелких удовольствий, а
более высоких и особых чувств. Но все же эта любовь зависит от
получения наслаждений. С такой любовью и от такой любви мы
рождаемся, потому что "все мы подобны животным", и с этого
начинаем. А потому мы любим то, что доставляет нам удовольствие,
то есть источник, из которого приходит наслаждение.
Требуется большая работа, усилия и огромная
удача, чтобы начать отделяться от источника наслаждения и
присоединяться к его внутренней сути. Надо перестать зависеть от
получения удовольствия внутри своего осла, чтобы предпочесть сам
источник наслаждения, его личные качества, не приносящие мне
прямой выгоды, а ценимые просто сами по себе, в их источнике.
Это уже будет любовью не зависимой от того,
что я получаю, а определяемой лишь моим восхищением
высшими свойствами источника, его особой возвышенностью по
сравнению со всем, что я знаю.
Из урока по Книге Зоар. Предисловие, 10.02.2014
--------------------
Нам нужно представлять духовный мир как пустой вакуум. На одном
краю этого пустого космоса находится человек, а на другом – Творец.
А внутри этой разделяющей нас пустоты мы начинаем строить
всевозможные связи, срезы, формы, соединяющие нас с Творцом.
Мы заполняем это пространство своими желаниями, мыслями,
намерениями относительно Творца на разных уровнях силы желания:
0-1-2-3-4. То есть мы строим разные сечения в этом пространстве,
формы приближения к Творцу, как внутренние спирали, кубы,
пирамиды, всевозможные геометрические фигуры.
Все эти формы выстраиваются из мысли, нашего намерения всеми
возможными путями достичь Творца. Поскольку в каждом явлении
присутствуют четыре стадии, все ограничения, над которыми мы пока
не способны подняться, создают форму, АВАЯ.
Но после того, как мы достигаем конца
исправления, все эти отдельные формы пропадают, соединяясь в
интегральной форме, и заполняют это пространство одной бесконечной
связью с Творцом, уже не разделяющейся на разные формы, а
сливающейся в единое целое.
Из урока по Книге Зоар. Предисловие, 16.03.2014
************************