|
"Каббала - это учение о
причинно-следственной связи духовных источников, соединяющихся по постоянным и
абсолютным законам в одну высокую Цель - постижение Творца созданиями,
существующими в этом мире."
- Бааль Сулам. "Матан Тора" -.
Если
мы говорим о поведении человека в нашем мире, то это обычная
материалистическая психология. Она верна и права в рамках нашего повседневного
поведения и исследуется с помощью наших земных свойств на людях, на обществе..
Но если мы желаем исследовать поведение человека, поднимающегося над своими
эгоистическими свойствами, то там уже психология превращается в каббалу,
потому что человек должен изменить свойства получения на свойство отдачи,
сменить эгоизм на альтруизм...
|
Вопрос: Многие
ответы на вопросы о понимании и осознании мира я нашла в
психологии Юнга. Есть ли связь между каббалой и психологией?
Ответ: Каббала
и материалистическая психология тесно связаны. Но дело в том,
что психология занимается изучением психологии животного,
которое называется "человек".
У любого животного: коня, обезьяны, слона, есть своя психология
поведения, общения и т.д. Поэтому психологию человека как
животного можно изучать через работы Юнга и других ученых,
потому что они исследуют обычную человеческую природу.
Если же вы желаете изучить психологию души,
то вам не поможет обычная психология, ее будет недостаточно.
Ученые-психологи не могут ее исследовать, потому что сами не
постигают этой души. Здесь нужна уже каббала.
В каббалу приходят люди, которые чувствуют, что они должны
постичьсмысл
жизни. А если вас устраивает обычная психология, то
занимайтесь ею, это ваше дело.
Каббала нужна
тому, кто не может жить без четкого ответа на вопрос: "Для
чего я живу?". А если в вас этот вопрос не горит, то можете
заниматься чем угодно. Мы таких людей даже не приглашаем к
нам, пусть занимаются чем-нибудь другим.
Если мы
говорим о поведении человека в нашем мире, то это обычная
материалистическая психология. Она верна и права в рамках
нашего повседневного поведения и исследуется с помощью наших
земных свойств на людях, на обществе, а затем записывается и
систематизируется.
Но если мы
желаем исследовать поведение человека, поднимающегося над
своими эгоистическими свойствами, то там уже психология
превращается в каббалу, потому что человек должен изменить
свойства получения на свойство отдачи, сменить эгоизм на альтруизм,
ощущать себя выходящим из эгоистического тела. И если он будет
изучать эти состояния и записывать их, у него получится та
психология, которая называется "наука каббала".
Он будет
записывать это в виде авиюта (глубина желания), сфирот, миров,
уровней. У него появятся четкие знания о том, как меняются его
действия в зависимости от подъема над эгоизмом, от связи с
другими и т.д. Это будет уже наука, которая базируется на
повторяемости, на четком восприятии
реальности. Всё, что мы исследуем в обычной науке, мы
сможем исследовать и в этой высшей психологии, которая
называется "каббала".
Но наука
каббала совершенно не занимается поведением обычного человека
в нашем мире. Этим занимается материалистическая психология.
Такова их преемственность: до раскрытия человеком Высшего мира
– того, что он ощущает в своем альтруистическом желании – мы
имеем дело с психологией.
А с этого
момента и далее мы имеем дело с каббалой. Поэтому Юнг и все
остальные психологи представляют собой интерес только на
уровне нашего мира. А выше него их не существует.
Из 4-го урока конгресса в Болгарии, 11.07.2014
|
---------------------------------------
В статье "Наука
каббала и философия" Бааль Сулам доказывает нам, что в философии нет ничего
истинного, поскольку сама основа ее исследования недействительна. Философы
базируются на вымышленных концепциях, лишенных реального фундамента. Исследовать
можно только материал и облаченную в материал форму – тогда как они занимаются
абстрактной формой и сутью.
На самом деле, мы никогда не можем знать, удалось ли нам добраться до
абстрактной формы; а суть вообще недоступна постижению, и даже вообразить ее мы
не в силах. Таким образом, у философии нет никаких доказательств, никакого
реального обоснования. Отсюда проистекает большая путаница и разноголосица, что
превратило сегодня философию в "бранное слово". И вместо нее мы можем полагаться
только на материалистическую психологию, которая целиком основана на прикладном
научном исследовании, серьезном и фактологическом.
Психология изучает только явления, свойственные материалу, – форму, облаченную в
материал. Это правильно, но с другой стороны, она не заглядывает выше и потому
ограничена. Не успев зародиться в начале прошлого века, психология уже прошла
свой путь развития и завершила его где-то в 80-х годах. Ей просто нечего больше
исследовать. Фактический материал закончился, а всё остальное выходит за рамки
наших возможностей.
Вышло так, что диапазон
психологических изысканий в области человека и окружения довольно узок и мал.
Сегодня уже очевидно, что этим исследованиям недостает базиса, поскольку, в
сущности, мы раскрываем лишь отдельные проявления и не можем связать их
воедино в некую цельную систему. Реальные факты, поставленные психологическими
исследованиями, не "конвертируются" в науку, в четкие формулы и методы, в
истинно научный фундамент. Наоборот, здесь основы неуловимы, мы не можем точно
сказать, чтó есть человек, и видим перед собой лишь "животную" его часть.
И все же, как пишет Бааль
Сулам, мы должны быть очень благодарны материалистической психологии: с одной
стороны, она "разгромила" философию, а с другой стороны, подвела нас к науке
каббала. Ведь обстоятельства складываются так, что мы вынуждены
исследовать человеческое естество и окружение – общество, человечество,
социальные проблемы в семье, в воспитании и
во всех других областях. И, пытаясь использовать для этого психологию, мы
видим, что смысл ускользает от глаз, остается недосягаемым. Мы хотим вести
исследование научными методами: измерять, проверять, сопоставлять, не
полагаясь ни на какие фантазии, базируясь на опыте жизни – но всё
расплывается, исчезает.
Однако мир тем временем
погружается в кризис,
и мы просто обязаны понять, как воспитывать, формировать человека. Кто такой
"человек"? Кем является ребенок? Кто такие отец и мать? Кто такие члены
общества, социума, всего человечества? Мы не знаем этого, не можем провести
исследование, измерить всех по четким критериям и классифицировать по типам,
чтобы получить некую общую картину и понять, как управлять человеческим
обществом. Мы остаемся в потемках, и, учитывая нынешние обстоятельства, это
делает наше положение шатким и очень опасным.
Итак, вот что приводит нас от
философских концепций, исказивших каббалу, к психологии, а от психологии –
снова к науке каббала. Так замыкается круг.
Но каким же образом каббала
раскроется миру? Пускай философия агонизирует, а психология уже погружается в
кризис, пускай всё человечество оказалось в кризисе и нуждается в науке,
которая объяснит ему собственную суть: что есть человек, в чем цель развития,
что Природа делает
с нами; пускай сегодня выявляется наше полнейшее неведение в этой ключевой
области, которую обязательно надо осмыслить, – но как перейти к науке каббала,
объясняющей все эти вопросы? Как понять, что именно в ней кроются ответы?
Потребность сегодня уже
проявилась – ведь никто не знает, как быть дальше со всей нашей цивилизацией.
Некоторые уже рассуждают о конце света и чуть ли не приветствуют его. Что же
мы можем уяснить, выявить в самих себе и в мире, чтобы разглядеть если не
собственную программу, то программу Природы: куда она ведет нас?
Вопрос этот уже пробуждается,
уже зреет в человеческом обществе, его всё больше сознают внутри, хотя
снаружи, за неимением выхода, и продолжают делать вид, что всё в порядке. А
часы тем временем тикают, и близится то время, когда нам придется давать себе
ответы. Мы оказались в особой точке на временнóй шкале – в точке под
вопросительным знаком: в какой ситуации человечество сможет раскрыть для себя
науку каббала?
В свое время Эйнштейна
открытым текстом называли сумасшедшим – пока исследования не показали его
правоту. Однако физические теории не решают судьбы мира, не относятся к
повседневным нуждам людей и к участи, которая ждет их завтра. В конце концов,
кому есть дело до относительности, субсветовых скоростей и т.п.
С другой стороны, каббала – не
просто "странная" концепция. Проблема в другом: чтобы понять ее, необходимо
приступить к изменению собственной природы. Прорывы в физике этого не
требовали, там достаточно было слегка перестроить "мозги", не затрагивая
сердце, не исправляя желание. И даже если разум отказывался понять новое –
ничего страшного, мир продолжал жить как заведено. Здесь же мы должны
согласиться на перемены в себе. Нам раскрывается факт, наука, условие,
согласно которому мы обязаны начать менять себя. Как же человечество примет
это?
Проблема тут не просто в
согласии, готовности прислушаться к незнакомому, либо кажущемуся сомнительным
источнику. Нет, подлинный камень преткновения лежит намного глубже – в
необходимости изменить себя на противоположность, ограничить, "удушить" себя.
Это и есть основа отторжения, следствием которой является антисемитизм и
прочие формы антагонизма. От человека как будто требуется "умереть", чтобы
жить. И весь вопрос в том, как будет разрешено это противоречие…
--------------------------------------
Вопрос: Возможно
ли духовное продвижение с ускорением без глубоких знаний
психологии?
Ответ: В
принципе, каббалисты
не изучали психологию, ведь ее начали преподавать всего лишь
50-70 лет назад. Еще в начале прошлого века психологии, как науки,
практически не было. Да и сегодня ее трудно назвать наукой,
потому что невозможно изучать человека, находясь на нынешнем
животном уровне развития. Для того чтобы что-то изучать, надо
быть на уровень выше.
Поэтому постичь человека и его психологию, то есть структуру души,
можно только из науки каббала. Психология – это душа. Кто может
изучать душу? Ведь все, что мы изучаем – это наши всевозможные
животные реакции: либо инстинктивные, либо являющиеся
результатом влияния среды, общества, людей друг на друга.
Психология, как наука, закончилась лет двадцать назад. Мы
перестали понимать друг друга, и поэтому ею серьезно никто
заниматься не может. Об этом говорят сами психологи. С начала
девяностых годов прошлого века в ней не сделано никаких новых
открытий, не установлено никаких зависимостей – человек стал
непознаваемым, человек человека познать не может.
Для этого нам
надо подняться на новый уровень. Изучая каббалу,
можно понять психологию человека, его душу, потому что все
определяется оттуда. Как можно понять человека, если мы не
знаем, как он управляем, откуда, зачем, для чего, к какой цели
он идет. Цель и определяет все его реакции.
Мы видим
человека только в его повседневной материальной жизни, когда
он просто обустраивает себя, чтобы прожить свои 70 лет. Это не
психология, а обычный животный уровень существования. Поэтому,
только изучая науку каббала, можно изучать психологию.
--------------------
Мы состоим из материала желания получать, как и все творение. Но
человек, в отличие от всех остальных, умеет разделять себя надвое:
на действие и намерение.
Можно действовать так, как вся неживая, растительная и животная
природа или маленькие дети, в поступках которых нет никакого
тайного умысла, и действие напрямую выражает намерение: то, что
захотел, то и беру себе.
Но когда ребенок подрастает и принимает образ человека этого мира,
по его действиям уже невозможно судить о его намерениях. Действие
может быть отдающим, а за ним как всегда стоит эгоистическое
намерение. То есть наша отдача требует компенсации, и мы всегда
действуем ради своей выгоды.
Мы можем красиво говорить и будто бы отдавать другим, вроде бы
ничего не беря себе, а, в сущности, весь наш расчет на получение.
Если действия и слова не в точности отражают наше намерение
получить и наполнить себя, значит намерение обратно нашим
действиям.
Из этого ясно, что если мы не меняем себя, то всегда действуем
только эгоистически. А поскольку эгоизм все
время растет, то каждое наше действие основано на новом эгоизме, и
намерение становится все более эгоистичным. Так мы продвигаемся,
пока разрыв между нашими действиями и намерениями не становятся
таким большими, что мы уже начинаем его замечать.
Когда смотришь
старый фильм, снятый лет пятьдесят назад, то он кажется
совершенно детским. Хотя там показаны сильные и героические
люди, но все их разговоры и действия наивны, как у маленьких
детей. Поскольку эгоизм еще был маленьким, не таким, как в наше
время, их поведение представляется нам наивным и
примитивным. Действие и намерение очень близки друг к другу:
какое намерение, такое и действие, словно у маленького ребенка.
За всем этим не стоят какие-то хитрые политические расчеты.
Но в наше время
эгоизм настолько развивается, что доводит нас до отчаяния,
поскольку мы видим, что любое действие в этом мире происходит
только ради собственной пользы. Мы уже не верим ни рекламе, ни
красивым обещаниям, никаким словам или действиям – не верим
никому: ни политикам, ни самым простым людям.
Мы не верим в
чистоту намерений даже членов своей семьи, ведь убеждаемся,
насколько каждый эгоистичен и заботится лишь о самом себе: и
дети, и родители. А потому мы отдаляемся друг о друга. Всем
ясно, что все наши действия только ради самих себя, а остальных
мы вообще не принимаем в расчет.
Если же мы
беспокоимся о ком-то другом, то лишь потому, что чувствуем связь
с ним, от которой его беда становится нашей бедой. Поэтому мы
способны принимать его в расчет, будто самого себя. Но, в
сущности, весь этот расчет эгоистический, и другого нет. Так мы
приходим к осознанию зла своей природы, понимая, что она вся
эгоистична.
Эгоизм настолько
вырастает, что не позволяет нам ни с кем соединяться. В прежних
поколениях эгоизм еще был не столь развит, и мы не использовали
его так грубо, как сегодня. Но в наши дни человека уже ничего не
волнует, и он ни перед кем не стесняется за это, а даже гордится
своим эгоизмом.
Политики и
бизнесмены уже не пытаются замаскировать свои действия, чтобы
показаться красивыми. Каждый действует в своих рамках так, как
ему хочется, опасаясь лишь возмездия, и ведя самый простой
эгоистический расчет.
И это хорошо –
это признак того, что наше поколение достигло правды о самих
себе. Мы наконец поняли, кто мы такие и в каком мире существуем,
в какой связи между собой. Все связи стали простыми и понятными:
между государствами, между людьми, в каждом городе, в любой
семье. Пока мне хорошо с ними – я остаюсь, а как только
становится плохо – бросаю все и ухожу.
Нет других
расчетов. Никто уже не говорит о патриотизме, о пожертвовании
самим собой во имя родины или других людей. Герой сегодняшнего
фильма прославляется тем, сколько людей он убивает на экране, а
не сколько спасает.
Вопрос в том,
возможно ли продолжать существовать в такой форме? Если мы и
дальше будем развивать свою эгоистическую природу, в основе
которой лежит желание насладиться, то потеряем всякий стыд и
начнем использовать свой эгоизм чисто инстинктивно, как
животные.
Но животные
действуют инстинктивно согласно заложенной в них внутренней
программе, люди же могут существовать, только установив
определенную связь между собой – словно муравьи в муравейнике.
Пусть нас семь миллиардов муравьев, но каждому должно быть
известно его место, предназначение, обязанности. И так взаимно
работая, мы построим себе надежную жизнь.
Из урока по статье из книги "Шамати", 13.07.2014
---------------------------------------
Вопрос: Каково
абсолютное определение добра и зла?
Ответ: Добро
– это равновесие, гармония, восполнение между всеми силами
природы. А зло – это, наоборот, дисбаланс, невосполненность,
всплески какой-то одной из сил, вплоть до войн и катастроф.
Говоря иначе, добро без зла – это тоже плохо. Казалось бы,
солнечный день лучше ненастья, но при чрезмерном усилении он
превратится в испепеляющее пекло.
Итак, благо кроется в равновесии. А значит, я должен поддерживать
баланс на трех уровнях своего существования: телесном
("животном"), человеческом и духовном.
Телесный уровень – это здоровье,
домашнее хозяйство, здоровое питание, здоровый секс, здоровое
отношение к
семье. Всему этому человека надо учить, поскольку, в отличие
от животных, он не наследует подобные умения в виде инстинктов.
Человеческая ступень – это мои взаимоотношения с обществом,
окружением.
А духовная – это мой духовный поиск: цель жизни, восприятие
реальности, представления о высшем.
Вместе три этих уровня требуют сбалансированности.
Вопрос: Как
выстраивать равновесие на человеческой ступени, во
взаимоотношениях с окружающими?
Ответ: Мы
не чувствуем различий между нами, мы причастны к единой
общности, к единому человеческому организму, относимся к единой
системе. И между собой мы хотим налаживать сбалансированные
отношения взаимообмена.
В итоге, нас
ничто не рознит, мы одно целое. Мы зависим друг от друга и даже
не ощущаем этой зависимости – ведь отклик на любой мой запрос
следует мгновенно, мне сразу же обеспечивают недостающее, а сам
я с радостью даю другим то, чего им недостает.
Вот что такое
равновесие в человеческом обществе – взаимообмен, базирующийся
на двух противоположных силах, которые есть в каждом. Один за
всех, и все за одного. И нам придется прийти к этому.
Вопрос: Как
же нам проделать этот путь? Как держать точное направление на цель?
Ответ: Во-первых,
этому надо обучаться. Если я стараюсь организовывать так свою
жизнь в семье и в других кругах, то начинаю ощущать равновесие,
гармонию между собою и окружающими. И в этом ближайшем окружении
раскрывается некая совместная сила, добрая и благотворящая.
С одной стороны,
мы порождаем ее, а с другой, она заложена в природе, она над
нами. Выходит, что мы порождаем не ее саму, а условия для ее
раскрытия. И тогда мы причастны к ней: она наполняет нас, а мы
формируем ее, еще и еще, вплоть до совершенной гармонии меж нами
и этой силой.
Такова цель, имя
которой: "Абсолютное благо".
Вопрос: Значит
мой "компас" – это добрая сила, проявляющаяся в каждом
взаимодействии между мною и окружающими?
Ответ: Именно
между нами. Мы равны и словно исчезаем, оставляя лишь единое
желание – поддерживать в равновесии эту гармонию, это единство.
И сообразно с
этим общим, интегральным состоянием меж нами, я определяю теперь
понятия добра и зла. Равновесие я называю "добром", а дисбаланс
– "злом".
Повторяю: суть в
том, чтобы прийти к гармонии с ближайшим окружением в контексте
взаимообмена. Здесь сталкиваются "плюс" и "минус", отдача и
получение, здесь, подобно обмену веществ, протекает обмен
чувств, отношений. То же самое, что на неживом, растительном и
животном уровне, – но уже на ментальной ступени.
И вот на ней мы
развиваем в себе "чутье" к злу, способность осознавать зло на
базе универсальных критериев: равновесие между людьми, взаимная
любовь, объединение – это хорошо, а выход из единства,
отдаление от него – это плохо.
Вот что должно
стать стержнем воспитания современного человека. Ведь больше
ему, по сути, ничего и не нужно. Это обеспечит ему успех в
жизни.
Из 393-й беседы о новой жизни,
03.06.2014
--------------------
Мнение: В
отличие от наших предков, у нас нет четкого представления о
конечном "пункте назначения", к которому мы движемся. Это должна
быть модель глобального общества, глобальной экономики,
глобальной политики, глобальной правовой системы.
Вместо этого мы реагируем на недавно возникшие трудности,
экспериментируем, блуждаем в темноте. Казавшийся прочным каркас,
на котором держалась плоть истории, разорван на части, и ни один
институт не в состоянии собрать их воедино. Мы в тисках
бессистемной мировой экономики, которую поддерживает бессистемная
планетарная политика.
Мины нынешнего междувластия – следствие невозможности поддерживать
наш образ жизни, приводящий к обеднению ресурсов планеты и эрозии
жизненных условий. Ситуация предвещает начало войн за
перераспределение дефицитных ресурсов.
Предотвратить
катастрофу можно, только если будет найдена и применена новая
формула человеческого общежития – не на "экономическом росте".
Эту формулу защищают доминирующие сегодня державы. Если ничего
не будет предпринято, массы людей будут уничтожаться не по
идеологическим причинам, как их предки. Причиной станут ресурсы,
необходимые для выживания.
Глобальная
политика – новый союз власти и политики на глобальном уровне,
является не самоцелью, а средством достижения целей. Замысел,
разработка и воплощение в жизнь институтов глобальной политики -
это задача, которая должна быть выполнена, чтобы все недуги
человечества были излечены. Это необходимое условие для
излечения недугов.
Задача состоит в
радикальном изменении образа жизни на индивидуальном и
общественном уровне. Изменения повлекут за собой ниспровержение
потребительской формулы решения проблем и поисков счастья.
Замену нынешнего типа общежития, который напоминает социальную
фабрику конкуренции и соперничества, на социальную фабрику
солидарности и взаимного доверия.
Восстановление
взаимной ответственности сообщества и индивидуума. Это должно
стать основополагающим принципом человеческого единения, главным
мерилом человечности. Это необходимо, если мы хотим, чтобы
изменения привели нас к излечению социальных недугов, лежащих в
основе наших нынешних и будущих проблем.
Реплика: Исследователи
уже догадываются о необходимости коренного изменения общества. Но
для этого необходимо глобальное согласие на полное преобразование,
в основе которого лежит исправление природы человека. Такого опыта
у человечества нет.
Все изложенное отражено в Библии, а программа действий описана вкаббале.
Осознаем ли мы необходимость ее реализации до или после мировой
войны?
--------------------
Мнение (Умар
Хак, Директор Havas Media Labs):
- Обнищание масс. Маркс
утверждал, что капитализм приводит к обнищанию рабочих,
покупательная способность их заработков падает, а условия труда
ухудшаются. В терминах макроэкономики труженикам достается все
меньшая доля заработка, а львиная доля любой прибавки уходит
тем, кто наверху.
-
Кризис. По мере снижения реальных зарплат, капитализм
сползает в кризис перепроизводства: малообеспеченное население
не может покупать достаточно товаров (инвестировать деньги в экономику).
"Бедность посреди изобилия" - предсказывал Маркс и попал в
точку.
- Стагнация. По мере погружения
экономики в стагнацию, падает уровень реальной прибыли: хотя на
бумаге прибыль корпораций растет, существенная часть ее
раздувается искусственно, за счет перераспределения ценностей, а
не создания новых.
- Отчуждение. По Марксу,
работники отчуждаются от продуктов своего труда, этим
подрывается их самоопределение, теряется смысл жизни,
самоуважение - сегодня, работа - это скука,
бессмысленные собрания, нудные поручения, невыполнимые и
ненужные задачи, мы разочарованы, лишены мотивации.
- Фетишизация товаров. Маркс
утверждал, что товар превратится в почитаемые талисманы,
обрядом поклонения станут сделки. Товар наделяется мистической
силой, которая и придает ему ценность, заслоняя при этом
ценность людей, которые его изготовили. Это одна из самых
сложных и тщательно разработанных Марксом концепций. Общество
увлечено погоней за "больше, быстрее, дешевле", молы - это
храмы розничной торговли.
Реплика: Маркс
был прав еще и в том, что считал, что только воспитание человека
приведет его к преобразованию капиталистического строя в истинно
социалистический, а если это произойдет насильственно, внешним
давлением (революцией), а не свободным волеизъявлением
исправленного народа, то возникнет нацизм немецкого или советского
толка.
************************
|
|