Выпуск 113 | |
"Каббала - это учение о причинно-следственной связи духовных источников, соединяющихся по постоянным и
абсолютным законам в одну высокую Цель - постижение Творца созданиями, существующими в этом мире."
- Бааль Сулам. "Матан Тора" - "Откройте эти книги, и вы найдете там все добрые пути жизни, которые раскроются в конце дней, и из этих книг получите хороший урок того, как и сегодня расставить по местам потребности, касающиеся дел этого мира. Есть возможность изучать историю прошлого, благодаря которой мы исправляем будущую историю." Бааль Сулам | |
|
Была ли достигнута цель основателя хасидизма, великого Ба-аль Шем-Това в создании этого движения? Временно, несомненно, была: это учение разбудило к духовному возрождению на несколько сот лет огромные массы и родило немало великих каббалистов и каббалистических групп. Но вместе с проникновением в каббалу особых, ищущих личностей, чего и желал Бааль Шем-Тов, остальные верующие больше не нуждались в этой методике: хасидизм, как они понимали, полностью заменял ее (ошибочное мнение, бытующее вплоть до наших дней).
Несомненно, исправление природы с эгоистической на альтруистическую невозможно без соблюдения точных законов каббалы в ее изучении и практике. Поэтому хасидизм следует разделять на индивидуальный, где он оставался чистой каббалой, и массовый, народный, призванный морально поддержать религиозные массы, где благочестие, смирение, милосердие проявлялись в исполнении заповедей нарочито внешне, как индивидуально, так и социально. Замена изучения истинных каббалистических первоисточников на внешнее подражание поведению праведника [12] постепенно низвела хасидизм до уровня игры в праведность. Поскольку ученость утратила прежние величие и ценность, хасидизм быстро стал популярным в простом народе. Многие великие каббалисты того периода (конец ХУ1И - первая половина XIX в.), в числе которых был рабби Мендель из Коцка, резко критиковали хасидские общины за предпочтение сентиментальных религиозных переживаний изучению законов мироздания. Под влиянием рабби Менделя ученость постепенно вновь стала почетной и желательной.
Противоречие исходило из цели, преследуемой основоположником хасидизма Бештом, - привлечь в каббалу как можно больше внутренне созревших молодых учеников. Это вынуждало первых руководителей хасидизма быть близкими к жизни общества, что впоследствии привело к понижению уровня главы общины: массы стали требовать себе предводителя, который бы отвечал их пониманию и чаяниям. Так постепенно разошлись пути каббалы и хасидизма.
Следующий наиболее масштабный период появления нового подхода в изложении каббалы приходится на XX в. Методику духовного постижения для современного человека смог создать великий каббалист XX в., наш современник рав Йегуда Ашлаг, получивший имя Бааль Сулам по названию своего комментария <Сулам> на книгу <Зоар>. Его труды, помимо отражения глубочайшего духовного опыта, отличаются поистине уникальной широтой спектра обсуждаемых тем и впечатляющим набором научных фактов о строении мироздания с акцентированием на роли и назначении в нём человека. Бааль Сулам считается основоположником современной науки каббала, так как является создателем нового подхода к трудам Ари. Им написано более десятка книг.
Рав Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам) родился в Варшаве в 1884 г. и уже с ранних лет был отмечен учителями как человек, непрестанно стремящийся к раскрытию тайн мироздания. Он поражает своих наставников блестящим знанием всех основополагающих книг иудаизма, а также прочитывает в оригинале произведения выдающихся западных философов, среди которых Кант, Гегель, Шопенгауэр, Ницше и Маркс. Впоследствии он сравнит их взгляды с позицией науки каббала в своих статьях.
По окончании Первой мировой войны Бааль Сулам покидает Польшу (в 1921 г.) и перевозит свою семью в Израиль (Палестину). По прибытии в Иерусалим он отправляется в древнюю каббалистическую школу <Бейт Эль>, бывшую в течение 200 лет центром изучения каббалы, но быстро разочаровывается в иерусалимских каббали-стах, уровне их знаний и подходе к изучению каббалы. Видя сложившуюся ситуацию духовного падения масс и желая изменить ход исторического развития, предвещающего наступление новой катастрофы, периода тяжелых страданий и лишений, Бааль Сулам организовывает группу учеников и начинает писать книги, чтобы обучить людей методике правильного восприятия реальности и разумного существования в ней. Уже в Польше он стал известен как великий знаток каббалы, ученик мудрейших каббалистов, продолжавших цепочку передачи каббалистических знаний после Бааль Шем-Това.
В 1926 г. Баалъ Сулам уезжает в Лондон, где на протяжении двух лет работает над написанием комментария <Сияющий лик> на книгу Ари <Древо жизни>. Весь этот период он ведет тесную переписку со своими учениками, в которой объясняет им основные принципы духовной работы человека [13]. Вернувшись в Иерусалим (1928), он продолжает преподавать каббалу и писать, и через несколько лет издает свой монументальный труд - трактат под названием <Учение Десяти Сфирот>. Десять сфирот - это внутренняя структура мироздания, определяющая все его строение, включая духовный мир и наш мир, души и населяющие миров - все сводится к системе десяти сфирот.
Книга <Учение Десяти Сфирот> состоит из шести томов (свыше 2000 страниц) и включает в себя все, что было создано каббалистами на протяжении истории науки каббала. В отличие от своих предшественников Бааль Сулам составил ее, следуя всем канонам академического учебника: в ней есть список контрольных вопросов и ответов для самопроверки, словарь определений слов и основных понятий, алфавитный указатель и сноски на литературные источники. В первой части книги Бааль Сулам пишет о ее задаче: <В этом моем анализе я приложил усилия объяснить десять сфирот, как этому научил нас божественный мудрец Ари-заль, - в соответствии с их духовной чистотой, свободной от каких бы то ни было осязаемых понятий, чтобы любой начинающий мог приступить к изучению науки каббала и не потерпеть неудач по причине материализации значений слов или других ошибок, так как понимание этих десяти сфирот откроет также возможность рассмотреть и узнать, как понимать остальные вопросы этой науки>14. В своих работах Бааль Сулам стремился выразить внутреннюю суть каббалы, очистить ее от примитивных средневековых представлений о ней, как о мистике и магии, полной чудес и абсурдных фантасмагорий; он видел в этой науке мощное орудие для изменения и совершенствования человека.
В 1940 г. он начинает писать комментарий на книгу <Зоар>, под названием <Перуш а-Сулам> (ивр. - букв, <комментарий лестницы>). Несмотря на тяжелое состояние здоровья, он непрестанно работает по 18 ч в сутки в течение 13 лет. О цели создания этого фундаментального комментария Бааль Сулам пишет в <Предисловии к книге Зоар>:
<Из вышесказанного можно понять причину духовной тьмы и незнания, обнаруживаемые в нашем поколении, чего не было во всех предыдущих поколениях. И это потому, что люди перестали заниматься изучением науки каббала...
Но знаю я, что причина этого в том, что упала вера, особенно вера в великих мудрецов поколений, а книги каббалы и книга <Зоар> полны примеров, взятых из нашего мира. Поэтому страх возникает у каждого, что вреда будет больше, чем пользы, поскольку легко можно начать представлять себе овеществленные образы.
И это обязало меня сделать подробные комментарии на сочинения великого Ари, а теперь и на <Зоар>, и этим я полностью ликвидировал страх, потому как прояснил все духовные понятия, отделив их от какого бы то ни было материального представления, выведя их за понятия времени и пространства, как убедятся изучающие, дабы позволить любому из масс изучать книгу <Зоар> и умножать разум в ее свете.
И назвал я этот комментарий <Сулам> [Лестница], дабы показать, что предназначение его такое же, как у лестницы, поскольку если перед тобой прекрасная вершина, то не хватает только лестницы подняться к ней, и тогда в твоих руках все сокровища мира. Но лестница не является целью сама по себе, потому что если остановишься на ее ступенях и не будешь подниматься, то не выполнишь требуемое и задуманное.
Так и с моим комментарием к <Зоару>: целью моей не было разъяснить всю глубину Зоара так, что невозможно было бы выразить большего, а указать путь и сделать из этого комментария руководство к действию для каждого человека, чтобы смог он с его помощью подняться, вникнуть в глубину и увидеть суть книги <Зоар>. Только в этом заключается цель моего комментария> [15].
После выхода в свет книги <Перуш а-Сулам> рав Й. Ашлаг получил имя <Бааль Сулам> (ивр. - букв, <обладатель лестницы> [в духовный мир]), как принято среди мудрецов Торы называть человека не по его имени, а по его наивысшему достижению.
Посвятив всю свою жизнь обучению и распространению науки каббала, оставив после себя драгоценный материал, в котором изложена вся современная каббалистическая методика, величайший каббалист XX в., Бааль Сулам, умер в 1954 г. Его дело продолжил старший сын.
Последним звеном в цепочке великих каббалистов древности, находящимся буквально на стыке прошлого и будущего поколений, стал старший сын Бааль Сулама - рав Барух Ашлаг (сокращенно Рабаш).
Рав Барух Ашлаг родился в 1906 г. Еще подростком он переехал с отцом из Польши в Иерусалим и всю свою жизнь учился у него. После смерти Бааль Сулама Рабаш продолжил его дело: полностью издал комментарий <Сулам> и остальные рукописи отца, а затем начал писать статьи, в которых изложил четкую методику внутренней работы человека, стремящего постичь истинную реальность, чего не сделал ни один каббалист до него. В этих статьях он дал подробное описание всех этапов духовного пути человека - от его начала и до конца. Впоследствии из них был составлен пятитомный сборник <Этапы постижения>. Кроме того, Рабаш передал нам свои уникальнейшие записи объяснений духовных состояний человека, полученных им от отца, которые он так и назвал - <Услышанное>.
Рабаш умер в 1991 г. Его книги наряду с трудами Бааль Сулама являются самым необходимым материалом по науке каббала, изучение которого раскрывает перед человеком истинную картину окружающей действительности и выводит его на качественно иной, высокий уровень осознанного, разумного существования в гармонии с природой при полной реализации высшего предназначения человека - постижения Замысла Творения.
<Откройте эти книги, и вы найдете там все добрые пути жизни, которые раскроются в конце дней, и из этих книг получите хороший урок того, как и сегодня расставить по местам потребности, касающиеся дел этого мира. Есть возможность изучать историю прошлого,благодаря которой мы исправляем будущую историю.
Всё это я принимаю настолько к сердцу, что не могу больше сдерживаться, и мною принято решение раскрыть из истории и из того, что я нашел в этих книгах, пути будущего исправления, решенного для нас. Я выйду к людям, трубя в этот рог, ибо, по моему мнению и понятию, достаточно будет собрать всех достойных чудесного свойства, чтобы они начали изучать и усваивать эти книги и склонили бы себя и весь мир к оправданию> (Й. Ашлаг).
[12] Популярное хасидское высказывание: "Я учусь у своего Реббе не мудрости, а как одевать башмаки". См. также: "Шивхей Бешт" (1815), 28а: "Кто рассказывает историю во славу праведников, подобен занимающемуся тайнами мироздания".
[13] Старший сын Бааль Сулама, рав Барух Ашлаг, издал эти письма в сборнике "Плоды Мудрости. Письма" [Pri Chacham Igrot] в 1985 г.
[14] Ashlag Y. Histalkut Pnimit//Talmud Eser ha-Sfirot. Jerusalem, 1956. Vol. l. Part l. P. 13-14 (иврит). Рус. пер.: Ашлаг Й. Внутреннее Созерцание // Учение Десяти Сфирот. Т. 1. Ч 1. Международная академия каббалы [Электронный ресурс]: www.kabbalah.info. 2004.
[15[ Ashlag Y. Hakdama le-Sefer ha-Zoar // Sefer ha-Zoar im Perush ha-Sulam. Jerusalem, S. a. Vol. l. P. 16 (иврит). Рус. пер.: Лайтман М. Книга Зоар. М.,
|
|
|
|
О преодолении мирового кризиса |
|
|
|
КНИЖНЫЕ МАГАЗИНЫ: в Израиле в Москве и Санкт - Петербурге в Украине в США, Канаде, Австралии, Зап. Европе Здесь вы можете приобрести книги Михаэля Лайтмана. Можно заказать книги через интернет. |