|
"Каббала - это учение о
причинно-следственной связи духовных источников, соединяющихся по постоянным и
абсолютным законам в одну высокую Цель - постижение Творца созданиями,
существующими в этом мире."
- Бааль Сулам. "Матан Тора" -
Стать подобными Творцу и является целью нашего развития. А
происходить это должно непременно с нашим участием. Иначе мы как
были животными, так ими и останемся, не понимая где, для чего и с
какой целью существуем.
Взрастить
самих себя
Природа каждого человека – это использовать жизнь всех творений в
мире для собственной пользы. А все, что он дает ближнему, дает не
иначе, как вынужденно. Но и тогда в этом есть использование
ближнего, просто делается это с большей хитростью, чтобы товарищ не
почувствовал этого и уступил ему. (Бааль Сулам, "Мир в мире")
Вопрос: То, что говорит каббала, против исконной природы человека.
Для чего нужна вся эта игра? Природа создала нас такими, что мы
видим только отрицательные качества, т.е. смотрим на других через
эгоистическую призму.
А каббала призывает перевернуть эту призму и видеть мир,
невозмущенный нашим эгоизмом.
Ответ: Творец создал нас в абсолютном совершенстве, что называется,
в "райском саду". А затем мы упали до полностью противоположного
уровня – до нашего мира.
И теперь нам надо от нашего мира духовно подняться до своего
первоначального уровня, чтобы взрастить самих себя, осознать каждую
частичку, каждый элемент нашего познания, наших чувств, нашего
отношения ко всему творению, которое, в общем-то, называется
"Творец". Тогда мы станем подобными Ему.
Стать подобными Творцу и является целью нашего развития. А
происходить это должно непременно с нашим участием. Иначе мы как
были животными, так ими и останемся, не понимая где, для чего и с
какой целью существуем.
|
Взглянуть
на мир альтруистическими глазами
Реплика: Существует
два типа восприятия мира. Первый - через
личные чувства и мозг человека, который воспринимает этот мир через
свои пять органов ощущений. Второй – через окружение, когда индивидуум
рассматривает мир через окружающих его людей.
Целью каждого в этом мире является постижение Творца.
Согласно каббале,
нельзя исследовать Творца через обычные пять органов чувств, а только
через общество. То есть общество как прицел, как мушка, через которую
я смотрю на Творца. Напрямую я не могу увидеть Его, но если я научусь
смотреть через общество, то тогда смогу четко определить, кто такой
Творец.
Ответ: Дело
в том, что нам надо расфокусировать свое зрение, точнее – свои
ощущения. Сейчас они у нас заточены под эгоистическое наполнение, и
поэтому Творца мы не ощущаем.
Значит, нам надо посмотреть на мир альтруистическими глазами, то есть
в свойстве
отдачи. Допустим, весь мир является моим маленьким ребенком,
которого я безумно люблю. Как бы я тогда влюбленно смотрел на мир.
Но этого недостаточно, потому что тогда я смотрел бы на него
эгоистически. А нам надо смотреть на него влюбленно альтруистически,
т.е. как бы абсолютно независимо от себя.
А теперь представьте себе вместо своего ребенка,
который является для вас всем миром, чужого, а еще лучше самого
ненавистного вам человека. И вы должны себя таким образом
расфокусировать, оторвать от своего эгоистического взгляда на мир,
через призму, полностью выворачивающую вас наизнанку. И тогда через
нее вы увидите Творца.
-------------------
Жизнь меж двух огней
Высшее управление поместило всю жизнь меж двух огней: наслаждением и
страданием. У животных нет никакой свободы выбора – выбрать страдания
или отвергнуть наслаждения.
И все преимущество человека над животными в том, что человек
способен видеть отдаленную цель, то есть согласиться сейчас на
известную долю страданий при выборе будущего наслаждения или пользы,
которую получит через какое-то время. (Бааль
Сулам, "Свобода воли")
Реплика: В
опытах с собакой Павлова зажигалась лампочка, и собака шла к еде. А у
человека есть только единственное отличие: умение прогнозировать. И
все. А так, в принципе, я даже боюсь сказать, что это та же собака
Павлова.
Ответ: Нечего
бояться. Инстинкт в нас – тот же инстинкт наслаждения, но мы можем это
наслаждение и его достижение обсуждать и управлять им. Мы имеем
возможность с помощью правильного окружения менять свое отношение к
наслаждению, варьировать отношение к нему, и таким образом изменять
свою судьбу.
Если я попадаю в такое общество, которое ставит передо мной другую
оценку ценностей, то я могу совершенно четко управлять собой.
--------------------
Общество будущего ч.1,2
Задача Природы
Природа обязывает человеческий род жить общественной жизнью, и это
просто. И если посмотреть
в целом, то нам следует выполнять в обществе лишь два закона, которые
можно определить, как "получение" и "отдача".
То есть каждый обязан природой получать необходимое ему
от общества, но также обязан отдавать посредством своей работы в
пользу общества. И если
же преступит один из этих двух законов, то будет безжалостно наказан. (Бааль
Сулам, "Строение общества будущего")
Вопрос: О
каких двух законах идет речь? Что мы получаем? Что отдаем? Ведь это
можно трактовать по-разному.
Ответ: В
природе есть сила получения и сила отдачи, и они должны быть
уравновешены.
Трактовать их можно как угодно, но нужно понять, что законы природы неумолимы,
абсолютны и от нашей трактовки не зависят. Поэтому нам надо выяснить,
как их четко осознать и научиться реализовывать, чтобы мы не слишком
навредили себе.
Законы природы развиваются от ее неживого уровня, где обе силы,
положительная и отрицательная, постоянно развиваются и достигают
между собой определенного равновесия сначала в атомах, молекулах и
т.д., затем в растениях, в живых тканях, существах, и затем уже на
уровне мышления, восприятия, осознания. Это уже четвертый уровень –
человеческий.
Все эти законы мы должны постичь и выполнять, для того чтобы между
силой получения и силой отдачи был баланс, чтобы всё работало в
равновесии. Такую задачу ставит перед нами природа.
Обязанность человека
Что до закона получения, нам
не требуется подробно его рассматривать, так как наказание приходит
незамедлительно.
Однако по второй заповеди или
закону "отдачи
обществу", наказание не постигает нас немедленно. Мало того, наказание
приходит к нам косвенно, поэтому этот закон не соблюдается. (Бааль
Сулам, "Строение общества будущего")
Вопрос: Общество
не требует, чтобы мы отдавали, поэтому мы не соблюдаем закон отдачи
обществу. За это природа наказывает
нас. Но поскольку наказание приходит не сразу, мы этот закон не
выполняем.
Почему этот закон неявный? Если бы я явно видел, что не отдаю
обществу, и общество или природа сразу наказывают меня, я вел бы себя
иначе.
Ответ: Тогда
ты был бы животным, а не человеком.
Отличие человека от животного в том, что животное полностью
подчиняется законам природы. У него нет свободы
выбора выполнять
или не выполнять их, оно делает все инстинктивно, под жестким
воздействием природы, не задаваясь никакими вопросами.
У человека, наоборот, существует свобода воли выполнять или нет
закон Природы. Однако проблема в том, что он не желает его
выполнять, поскольку изначально создан таким.
Природа/Творец хочет,
чтобы человек сам развился до понимания, что выполнять законы
Природы – это его обязанность! Даже не ради себя, а ради других.
Чтобы он стал таким же, как Природа, которая действует от себя
наружу, отдавая, наполняя, рождая, развивая.
--------------------
Достичь ощущения душ и миров
Мы различаем множество ступеней и множество
определений в мирах. И необходимо знать, что все миры с
множеством ступеней существуют только относительно душ,
которые получают от миров, согласно правилу: "То, что не
постигнем – не можем назвать по имени". (Бааль Сулам,
"Шамати", статья 3 "Суть духовного постижения")
В высших мирах есть множество ступеней,
на которых находятся души,
и каждая из них получает от своей ступени.
Мы не ощущаем этого. Но все души находятся внутри нас, и
нам надо их раскрыть. Постепенно мы можем достичь таких
состояний, когда будем управлять пребыванием наших душ на
той или иной ступени и подниматься. То есть мы будем
ощущать и постигать наши души и те ступени, на которых они
находятся.
Поэтому нам очень важно достичь ощущения душ, ощущения
миров, каким образом с помощью различных действий мы можем
поднимать наши души по ступеням миров и таким образом все
больше видеть, чувствовать, воспринимать мироздание.
---------------------
Вопрос: Очень
расплывчато понятие Творца. Творец – это сила природы, это
высший свет, это мы? Это все и есть Творец?
Ответ: Творец –
это, в первую очередь, источник всего происходящего, что
бы ни случилось.
Творец – это то, в чем мы существуем.
Творец – это все, что наполняет и действует во мне, кроме
единственной точки, которая называется свободой
воли, позволяющей определить, есть ли кто-то кроме
Него или нет никого кроме Него.
Вопрос: Это
сила или это закон?
Ответ: Творец
– это и сила, и закон, и все существующее. То есть
проявление одной силы, которая может ощущаться как единство.
Но единство предполагает собой, что есть множество сил и
все они находятся в единстве. Так это проявляется
относительно человека.
---------------------
Реплика: Китайский
и голливудский актер Чоу Юнь-Фат – миллионер, но живет на 100
долларов в месяц, ездит на общественном транспорте, покупает
одежду только на распродажах. Он говорит: "Лишь бы она была
удобна, мне больше ничего не надо".
17 лет у него был маленький телефончик, и только недавно он
заменил его на смартфон. Он говорит, что богатство ему нужно не
для богатства.
Ответ: Он
создан таким. Есть люди, которые именно так любят жить, они так
чувствуют себя больше в жизни. Это не преодоление собственного эгоизма,
а проявление природы.
У него эгоизм уравновешен. Большой эгоизм существует в огромном
количестве людей, рвущихся ко всему и готовых жертвовать своей
жизнью ради достижения какой-то эгоистической, меркантильной
цели. Тут надо показать, как можно уравновесить эти стремления
так, чтобы ты был счастлив.
Вопрос: Люди,
которые рвутся, и эго которых рвется, вам даже ближе?
Ответ: Да.
Такие люди ближе мне, потому что именно они – люди. А он: "Вот
есть у меня зеленая травка и хорошо. Солнышко, вода – всё!"
Вопрос: Вы
говорите, что вам ближе те миллионеры, которые идут
зарабатывать все больше денег и даже наступают на других?
Ответ: Да.
Они реализуют огромный эгоизм природы, который находится в
человечестве. И благодаря этому человечество все-таки
осозна́ет зло эгоизма.
Именно благодаря этим миллионерам. Они правильно работают на
общий закон природы, и мы должны быть им благодарны. Они
показывают всему человечеству, как быстро надо сжечь этот
эгоизм, ведь иначе ничего не произойдет.
Мы должны осознать его ничтожность, никчемность, пустоту.
Самое главное – что он не приводит нас ни к какой хорошей
цели. Эти знания, этот опыт накопления отрицательных
результатов нам необходимы.
Реплика: То
есть все наоборот. Люди восхищаются таким человеком. А вам
ближе тот, который просто других "укладывает", зарабатывает
миллионы, миллиарды, и всё. Рвет! И он вам ближе?
Ответ: Конечно.
Именно благодаря им человечество понимает, что оно должно
исправить в себе.
Вопрос: Оно
быстрее придет к этому?
Ответ: Конечно.
Только лишь осознанием зла, природы эгоизма, когда он растет и
постепенно все больше осознается всеми, и раскрытием с нашей
стороны его порочности.
Вопрос: Только
так?
Ответ: Если
есть возможность сделать что-то добрым путем, то только так. А
если нет, то тогда уже страданиями.
Будем надеяться, что так не произойдет.
********************
|
|