|
"Каббала - это учение о
причинно-следственной связи духовных источников, соединяющихся по постоянным и
абсолютным законам в одну высокую Цель - постижение Творца созданиями,
существующими в этом мире."
- Бааль Сулам. "Матан Тора" -
Нами управляет природа, она и есть высшая сила. Давайте будем постигать, чего
она требует от нас в каждый момент времени, как мы можем быть с ней во
взаимной связи, чтобы я понимал, каким образом природа воздействует на меня, и
как я должен правильно реагировать на нее. Тогда моя жизнь будет полна смысла.
Смысл жизни – здесь и сейчас
Вопрос: Множество
всевозможных школ самосовершенствования предлагают такие понятия как жить
осознанно, жить в текущем моменте. Они обещают, что это состояние позволит
наслаждаться жизнью, больше чувствовать ее, управлять ею. Как жить именно
здесь и сейчас?
Ответ: Начинать
постигать смысл жизни здесь и сейчас. Ничего другого не надо! Я хочу постичь
смысл своего существования, связь с высшей силой, которая управляет мной.
А нами управляет природа, она и есть высшая сила. Давайте будем постигать,
чего она требует от нас в каждый момент времени, как мы можем быть с ней во
взаимной связи, в такой коммуникации, чтобы я понимал, каким образом природа
воздействует на меня, и как я должен правильно реагировать на нее.
Тогда моя жизнь будет полна смысла. В лице Природы я обрету партнера и начну
ощущать свое взаимодействие с окружающим миром здесь и сейчас.
Вопрос: Это
устремление каким-то образом нивелирует мысли о будущем?
Ответ: Я
хочу, чтобы это будущее воплотилось сейчас, на месте, здесь. Это и есть мое
будущее.
|
---------------------
Вопрос: Судя
по тому, что происходит в природе, равновесие и единение придет не скоро, а я
хочу жить отлично здесь и сейчас. Что делать? Значит, я в этой жизни не дождусь
гармонии?
Ответ: Смотря
что понимать под гармонией. Если под гармонией я понимаю просмотр сериалов,
сидя в теплом кресле перед телевизором и потягивая сок или пиво, т.е.
комфортную жизнь в кругу друзей, детей, семьи, то, может быть, я и могу этого
достичь.
Но если у меня возникают потребности выше такого животного состояния, тогда
это проблема – в нашем мире я их удовлетворить не могу. Когда я задаюсь
вопросом о смысле
жизни и начинаю думать о том,
что старею и рано или поздно умру, а моя жизнь бессмысленна, тогда мне надо
ответить на вопрос: "Для чего я существую, пока еще молодой?"
Если я достаточно хорошо развит, то не могу закрывать глаза и удовлетворяться
материальными наслаждениями. Я смотрю на всю перспективу, и вижу, что, в
общем-то, я – то же маленькое животное.
Есть ли из этого выход? Я начинаю исследовать и прихожу к выводу, что очевидно
есть, потому что природа вечна и бесконечна, она – совершенна. А как я могу
достичь в себе этого совершенства?
И тут передо мной
открывается возможность: меня приводят к системе знаний, которая называется
"каббала".
Она рассказывает мне, как я могу сейчас, в этом мире, достичь знания о
цельной природе,
о том, что находится выше нашего мира, как пройти в эту область, найти
источник жизни, увидеть все состояние выше времени и пространства.
Все это позволяет мне наука
каббала. И поэтому я начинаю думать, не стоит ли мне часть времени моей
жизни уделить ей?
-------------------
Мысль – самая великая сила
Вопрос: Разум
помогает обработать чувственную информацию, то есть понять выгоду от наших
чувств. А вы говорите, что чувства первичны, а разум вторичен. Как такое может
быть?
Ответ: А
где может проявляться разум, если не в сравнении чувств? Разум, предназначен
для того, чтобы удовлетворять наши желания. Чем больше развит человек, тем
больше он разумен в их наполнении.
Вопрос: Говорят,
что самая большая сила в мире – это сила мысли. Вы согласны с таким
утверждением?
Ответ: Да,
это самая великая сила.
Вопрос: А как можно
ее использовать?
Ответ: Это
зависит от общества, которое должно направлять нас в правильную сторону, к
правильной цели, и все время поддерживать в этом.
Мы должны думать о том, чтобы быть связанными вместе в одну единую силу, в
одну единую мысль, чтобы это превратилось в замысел, и он совпал с замыслом
природы. Тогда мы станем равными ей.
--------------------
Вопрос: Как
каббала трактует сознание? Как оно связано с намерением, с желанием?
Ответ: Сознание
строится из ощущения внешнего источника (информационного поля), и само по себе
не существует. В той мере, в которой мы начинаем ощущать воздействие на себя
внешней силы, мы можем говорить о том, что в нас возникает сознание.
К сознанию, находящемуся вне человека, можно подключиться своим внутренним
развитием. Мы существуем в этом информационном поле, и потому, настраивая себя
на него, получаем сознание.
Вопрос: А
что такое подсознание?
Ответ: Это
всё психология, в которой проводится такое деление. Каббала этим не
пользуется.
Реплика: Тем
не менее, есть какие-то вещи, которые я делаю осознанно, а есть – неосознанно.
Ответ: Естественно.
Наши действия и воздействие на нас природы – это практически два источника
нашего существования. Под термином "сознание" я имею в виду наше восприятие
воздействий природы, их анализ и принятие решения, как действовать под их
давлением.
--------------------
Истина, справедливость, милосердие – каждый выбирает, согласно какому принципу
действовать в этом мире. Понятно, что мы не можем руководствоваться истиной,
ведь не знаем ее, а потому выбираем что-то другое. И поэтому мы создаем разные
системы помощи тем, кто слабее, платим пособия, помогаем одиноким матерям и
молодым семьям и т. п.
Мы как будто хотим восполнить то, что Творец сделал неправильно и
несправедливо. Творец якобы устроил несправедливость в мире, и мы видим, что
изначально мир испорченный, но не понимаем, в чем состоит исправление. Мы
пытаемся сделать исправление снаружи, вне человека, вместо того, чтобы
исправлять его внутри. И в этом вся проблема.
Если мы хотим руководствоваться истиной, то обязаны исправить каждого
человека. Но вместо этого мы исправляем внешние связи между нами, и потому не
видим успеха.
Истину установить очень сложно, ведь мы не знаем внутренних резервов человека,
а видим только его внешние усилия. Но один от природы более сильный и
энергичный, а другой ленивый и слабый, и невозможно оценить, чего на самом
деле каждому стоила эта работа.
Мы обязаны учитывать внутренние силы человека, чтобы требовать от каждого
равного усилия в работе. Сильный может выполнить вдвое больше работы, чем
слабый, но будет считаться, что мы равны.
Сказано, что "истина
произрастает из земли", то есть из желания. Если мы правильно используем
свое желание, то найдем там критерий правды и сможем правильно им
воспользоваться.
Всем должно стать понятно,
сколько каждый получил от природы, от Творца, и сколько он восполнил, и
тогда все будут оцениваться наравне.
Критерия правды возможно
достичь, только если мы все чувствуем друг друга изнутри. Нужно прийти к
такому единству между нами и Творцом, раскрыть такую силу соединения, чтобы
каждый был готов отдавать другому всем сердцем и душой. Тогда мы достигнем
ступени истины. Мы уже не будем считать, кто сделал больше, а кто меньше –
каждый будет давать на все сто процентов, и тогда воцарится правда.
Но это не значит всех
уравнивать, а означает, что мы соединяемся в такой форме, когда все
налаживается. Тут есть два условия: каждый отдает все, что у него есть,
используя все свои способности для общего объединения. И тогда мы восполняем
друг друга, словно муравьи в муравейнике.
Раскрытие истины превращает
все мироздание в шар: все включаются друг в друга так, что внутри них
раскрывается свойство Творца, высшая сила отдачи. И таким образом мы
достигаем совершенства.
--------------------
Разговоры о посткапиталистической эпохе ведутся не первый год, но пандемия
внезапно придала им актуальности. Светит ли нам что-то хорошее из того
времени, когда рыночные отношения утратят свою власть?
Прежде всего, давайте признаем: капитализм смертен, так же как его
предшественники, а потому стоит заранее побеспокоиться о том, что придет ему
на смену. Не будем надеяться на то, что он просто передаст власть своему
преемнику. Во-первых, передача власти – дело сложное, а во-вторых, где он,
этот преемник? И что он нам сулит?
Одной из ключевых метаморфоз, ждущих человечество за поворотом, станет
разрыв связи между работой и удовлетворением личных нужд. Другими словами,
государство будет обеспечивать потребности граждан вне зависимости от их
усилий. Как следствие, трансформируются представления о справедливости и
равенстве, а также об успехе и мотивации. Ведь без реальных стимулов к труду
и к социальной деятельности общество утратит жизнеспособность.
Тема эта серьезно обсуждается специалистами, и дискуссия, как правило,
охватывает сопутствующую тенденцию – люди будут меньше работать. Сейчас речь
идет о 32 часах в неделю, которые со временем превратятся в 22 часа, то есть
в три рабочих дня.
Израильтянам это кажется чем-то невообразимым: по статистике за прошлый год,
мы работаем, в среднем, 40.5 часов в неделю – больше всех в Западном мире.
Средний показатель в OECD – 37 часов, в Голландии – 29.4, в Швеции – 35.9, в
США – 38.6.
И все же ситуация
переменится. Индустриальный мир, каким мы его знаем, морально канул в
прошлое, и закат его уже начался. Понемногу наш доход будет "отрываться"
от рабочих часов и даже от производительности труда. Да, всё принципиально
новое выглядит парадоксальным на фоне старых декораций, но в недалеком
будущем изменится шкала приоритетов, а за ней – и вся наша жизнь. Мы
обнаружим, что надо просто обеспечивать всем гражданам страны нормальный,
здоровый уровень дохода – что-то в районе средней заработной платы.
А вот чем они будут
реально заняты – это уже другой вопрос. И на самом деле он более важен. Но
чтобы ответить на него, надо осознать вызов, брошенный нам историей.
Вызов обществу
Мы воспринимаем
капитализм, в первую очередь, как экономический уклад, соответствующий
современным социальным отношениям. Но отношения меняются, и экономика
подстраивается под них. К XXI веку человек стал более эгоистичным, более
индивидуалистичным – и перегнул палку во всем, от перепроизводства товаров
и услуг до перепроизводства ненависти. Собственно, этот тупик,
подчеркнутый пандемией, и подводит нас к необходимости перемен. Нам
необходимо унять экспансивное развитие эгоизма, не знающего меры ни в чем.
А потому следующая
формация будет социальной, общественно-ориентированной. Только абсолютное
превосходство общего блага позволит направить в нужное русло человеческую
природу и человеческий потенциал. Неслучайно уже в середине прошлого века
фашизм попытался взять на себя эту скрепляющую роль, однако в извращенной
форме, в желании подмять и уничтожить "других".
Сегодня мы уже достаточно повзрослели, чтобы понять: "других" нет. Мы все
в одной лодке, на одной планете, превратившейся в единую глобальную
систему. Раскачивая ее дисбалансами, в итоге мы добьемся лишь общего
краха. Нам нужно выстроить новые отношения, в которых единство интересов
станет верным залогом благополучия для всех. Только тогда можно будет
правильно реализовать такие механизмы, как универсальный базовый доход,
общественное жилье и здравоохранение, совместное управление социальными
ресурсами.
Проще говоря, позитивные
отношения между нами – основа нового мира, который стучится в дверь.
Мир этот совсем-совсем
другой, непривычный, и потому вступать в него надо осторожно, обдуманно,
поэтапно, с согласия разных частей общества. Необходимо широкое
обсуждение, широкое осознание нынешнего переходного периода, понимание его
опасностей и общего вектора перемен.
Сегодня миллиарды людей
понятия не имеют о сути происходящего и о подлинном смысле
социально-экономических сдвигов. В такой ситуации нас ждет взрыв. Так что
ликбез по новому миру нужен и народам, и правительствам.
Главное – чтобы все
поняли: старое уходит навсегда. Тогда мы примем и обратную сторону медали:
новое требует адаптации.
--------------------
Вызов человеку
Когда человек всерьез
задумается над глобальными переменами, в нем проснутся вопросы, забытые с
детских лет. В чем смысл моего существования? Есть ли у моей жизни цель
более высокая, чем грамотное, комфортное потребление и передача эстафеты
дальше? Почему жизнь устроена так, что почти всю ее я растрачиваю на нечто
утекающее сквозь пальцы? Каков мой остаток и каким он должен быть?
Каждому придется самому
искать ответы, и для этого ему понадобится твердая основа, не диктующая,
чтó думать, а показывающая, как думать, как системно разбираться в
ситуации, не ограничиваясь своим узким ракурсом, но поднимаясь к общей
картине.
В соответствии с этой
задачей, изменится образование, искусство, даже досуг. И тогда постепенно
человек начнет понимать, в каком мире он живет, как мир пришел к этому
состоянию, как выстраивать дальше свою жизнь, как сближаться с другими,
как общими усилиями формировать здоровое окружение.
Сегодня люди с утра до ночи заняты чем угодно, кроме главного – кроме
построения отношений, которые сделают их счастливыми. Тут необходим
разворот, возврат к естественному понятию семьи, в широком смысле этого
слова. Ведь и народ тоже должен быть семьей. И весь мир – тоже.
Разумеется, мы не будем корчить из себя ангелочков, но грести к этому,
учиться этому надо уже сейчас. Этим мы и наполним большую часть своего
времени.
Раньше муж работал, а жена
занималась хозяйством. В нашу бурную эпоху оба работают, и сколько бы они
ни зарабатывали, покоя им нет. Сама жизнь подстегивает людей к
бесконечному забегу, и у них остается всё меньше душевных сил друг для
друга и для детей. Хотя что может быть важнее?
Так вот, пандемия кладет
всему этому конец. А если мы будем упираться, если попробуем бежать
дальше, то врежемся в стену или упадем в пропасть – кому какое сравнение
больше нравится. Потому что дальше у нас – смена приоритетов. Новый уклад
будет основан не на потребительстве, а на внутреннем сближении, на
взаимосвязи.
Если бы мы осознали это,
то уже сейчас, пользуясь пандемией или даже без нее, начали бы оздоровлять
экономику, сокращать часы работы, отказываться от абсолютно ненужных,
часто вредных бизнесов и производств. Но общество к такому совершенно не
готово. Общество, в лучшем случае, лишь смутно догадывается о том, что эта
остановка – конечная. И со страхом уповает на продолжение пути в никуда.
Пересадка
Человек рожден не для
каторжного труда, не для нескончаемой переработки ресурсов в отходы
жизнедеятельности. Произвести-продать, заработать-купить-выбросить – из-за
этих "идеалов" мы порой света белого не видим. Такими отношениями нас
связывают в тугой клубок нервов, равнодушия, отчуждения, ненависти,
отчаяния.
Нет, мы, конечно, находим
себе укромные уголки и приятные занятия. Но когда возникает нужда в
реальной взаимовыручке, взаимопомощи, взаимопонимании – не на уровне
благотворительности, а в социальных масштабах, в общечеловеческом смысле –
все наши изъяны сразу выплывают на свет. Каждый день думать о других? С
какой стати?
Забота о других для
современного общества – тяжкий труд. Мы еще не умеем жить так, чтобы это
было частью нас, естественным порывом, наслаждением, как в семье. Многие и
о близких-то не всегда готовы позаботиться.
Одним словом, мы "каторжники", рабы своего естества. И нам надо учиться
подниматься над ним. Эта учеба и станет нашей главной работой, нашим общим
вкладом на пользу нового, развитого общества.
В этом обществе свобода от
эгоизма будет главной из свобод. В нем равенство и справедливость
очистятся от неолиберального мифотворчества. В нем статистика разводов,
заболеваний, насилия будет колоть глаза до боли. В нем наш ВНП будет
измеряться не рыночной стоимостью произведенных "благ", а уровнем
человеческих отношений, взаимным доверием, уверенностью в завтрашнем дне,
готовностью вкладывать силы на пользу других, причастностью,
сопереживанием. Ведь в конечном итоге, блага, которые мы производим, – это
радость, доставленная другим. Доставленная разными средствами и способами,
но от души.
Вот над чем мы будем
работать. И работа эта будет не напрягать, а раскрепощать, освобождать от
нелепых представлений о статусе, о размере банковского счета, о вещах,
которые, якобы, делают меня "человеком". Я буду обогащаться совсем иначе,
всё мое богатство будет на счету у других, и в этом я найду
удовлетворение, оплату, бескрайние перспективы для роста и самореализации.
Короче, это будет другая
жизнь, другое ощущение, другой смысл, другое мировосприятие. И это будет
нашим общим достоянием, за которое каждый отвечает и в котором каждый
черпает силы. А когда наши дети вырастут в такой атмосфере, в таком духе,
старый мир навсегда потеряет свою власть и не сможет сбить нас с пути.
Если вдуматься, нам и сегодня нужны не деньги, а чувство удовлетворения.
Но удовлетворяет человека превосходство над окружающими, которое можно
купить. Это и завело нас в тупик – мы сознательно и безотчетно конкурируем
за превосходство друг над другом. Мы транжирим жизнь на то, чего всегда
меньше, чем хотелось бы. И это жалкое прозябание в вечно неутоленных
эгоистических запросах мы самовлюбленно считаем правильным.
Новый мир наполнит
человека совсем другим удовольствием, намного более сильным, интенсивным и
реальным, а главное – не утекающим сквозь пальцы. Каким удовольствием?
Отдачей.
Сейчас это звучит
удивительно, но то, что я отдаю, остается со мной. Ведь я расту, добиваюсь
успехов, становлюсь лучше, внутренне богаче, счастливее, нужнее, ценнее –
и этого у меня уже не отнять. Это можно превзойти только новой отдачей.
Отдавая себя, я обретаю себя.
Обществу, которое научится
жить по таким законам, обеспечено благоденствие и процветание. Разумеется,
экономика по-прежнему будет производить всё необходимое, но основной нашей
индустрией будет именно индустрия единства и отдачи. Единства в самых
разных формах, в бесконечном многообразии. И отдачи не в виде купонов, а
прежде всего, в виде душевного тепла, которого хватит на всех. Остальное
приложится.
********************
|
|