|
"Каббала - это учение о
причинно-следственной связи духовных источников, соединяющихся по постоянным и
абсолютным законам в одну высокую Цель - постижение Творца созданиями,
существующими в этом мире."
- Бааль Сулам. "Матан Тора" -
Есть только одна сила, в которой мы находимся. Но
для того чтобы ее понять, осознать ее влияние на нас, как она создала нас и
ведет по пути эволюции, мы делим ее воздействие на личное, общее,
историческое, на уровни, проявления и так далее. Но это – относительно нас,
ведь нам так легче вобрать ее в себя, подступиться к ней, пощупать ее.
Восприятие единой силы Природы
Вопрос: Говоря
о принципах мироздания, какой из них стоит выполнять первым?
Ответ: Принципы
мироздания не предназначены для выполнения. Принципы – это законы
мироздания: закон подобия свойств, закон общего единства всех частей
мира и так далее. Они не являются для нас желательными к исполнению
в какой-то последовательности. Это – основы, "кирпичики" мироздания.
Допустим, перед нами находится природа, которая
состоит, скажем, из 500 элементарных частиц. Каждая частица не может
быть лучше или хуже других. Это вся природа.
Относительно нас единственным принципом природы
является то, что это одна единая сила. И насколько мы ее понимаем,
ощущаем, постигаем, раскрываем, мы как бы разлагаем ее на множество
сил, множество разных проявлений и принципов.
И хотя эта сила одна, мы трактуем ее как отдельные
принципы, поскольку не можем воспринять ее глобально. Допустим, мы
живем в каком-то мироздании, внутри него – здание мира, миро-здание.
Оно одно, но мы не можем его исследовать как нечто единое.
Мы можем исследовать отдельно свойства, которые
называем физикой, отдельно – называемые химией, отдельно –
называемые биологией, зоологией, ботаникой, геологией и так
далее, потому что сегодня у нас не хватает опыта, знаний,
развития, чтобы увидеть это всё как одно целое. Поэтому мы делим
общую природу на такие части, чтобы можно было как-то говорить о
ней, как-то исследовать. Мы не в состоянии вобрать всё вместе.
То же самое и с принципами. Есть только одна сила, в которой мы
находимся. Но для того чтобы ее понять, осознать ее влияние на
нас, как она создала нас и ведет по пути эволюции, мы делим ее
воздействие на личное, общее, историческое, на уровни,
проявления и так далее. Но это – относительно нас, ведь нам так
легче вобрать ее в себя, подступиться к ней, пощупать ее.
А глобально воспринять ее мы не можем. Для этого у нас не
хватает ни ощущений, ни возможности все обработать в себе и
оценить эту силу. Не можем! Это происходит вследствие нашей
ограниченности в объеме информации, в постижении ее в общем виде
и одновременно во всех ее глубинах и взаимосвязях. Это наша
слабость.
Поэтому единственный принцип, который называется: "Один,
Единственный, Единый" разлагается на десятки относительно нас.
Мы произвольно делим его для себя на множество различных
принципов.
|
---------------------
Внутри здания мира
Вопрос: Можете
ли вы дать пример реализации одного из принципов мироздания?
Например, выявление точки свободы воли.
Ответ: Нет.
Принципы сами по себе не дают нам четкого плана их реализации.
Реализация происходит при применении самой методики,
которая постепенно объясняет, как действовать, используя эти
принципы в различных условиях. Нет такого, чтобы ты применил один
принцип, не используя остальных.
Не то, что ты их не применяешь, ты не можешь
запустить их по-своему желанию. Ведь ты находишься внутри природы, и
эти принципы являются твоей оболочкой. Ты существуешь внутри них, и
они все воздействуют на тебя.
Просто для того, чтобы понять, где ты находишься, мы
говорим о мироздании: из чего состоит это здание, в котором я
нахожусь. Но я нахожусь во всем нем: тут есть и стены, и потолок, и
пол, и какая-то обстановка, и какие-то условия, и воздух – всё-всё.
Однако мне рассказывают по частям о том, где я нахожусь, потому что
сразу всё я объять не могу. А затем, постепенно, когда я буду
работать с этими принципами, у меня всё сложится в одну картину.
Когда я просто живу в этом мире, то он воспринимается мною в
общем, всеми моими органами чувств: запахи, звуки, зрительные
образы, тактильные и вкусовые ощущения. Всё вместе я воспринимаю
как образ настоящего момента. Но я могу разложить его и сказать:
"Вот этот прибор воспринимает зрение, этот – слух, этот –
то-то".
А потом внутри меня это всё собирается, сравнивается с теми
картинами, которые есть в моем архиве памяти. И что происходит
далее? Как я понимаю эти образы, которые сейчас воспринимаю,
адаптируюсь к ним, работаю с ними? – Вот это всё надо объяснить
человеку.
Правильная картина мироздания практически приводит его к
необходимости измениться в подобие ей. Если я нахожусь в
каком-то окружении, которое выше меня – это для меня миро-здание.
И если я буду подобен ему, буду знать, где я нахожусь, каким
образом мне взаимодействовать с этим зданием мира, тогда я
приведу себя к комфортному состоянию.
------------------
Исходя из принципов мироздания
Вопрос: Почему вы вводите понятие
принципов мироздания? Ведь раньше этого нигде не было.
Ответ: У
каббалистов прошлого есть описание принципов мироздания, но только в
вольном изложении, как будто ты описываешь наш мир в романе, как это
делали великие писатели. Каббалисты были практически и философами, и
социологами, и политологами, и воспитателями, но излагали все в
художественной форме, а не в форме методики.
Поэтому в статьях и письмах Бааль Сулама принципы
мироздания описаны в художественном стиле. А мы берем их и оформляем в
более конкретном виде, чтобы человеку было понятнее, что происходит с
ним и вокруг него.
Как правило, эти принципы являются предисловием к нашим статьям, а потом
излагается методика исправления, которую мы обязаны предложить миру.
Иными словами, исходя из принципов мироздания, мы
описываем, что представляет собой прошлое, настоящее и будущее, каким
образом, начиная с этого момента и далее, нам надо себя вести, чтобы
идти вперед в обязательном движении, независимо от нас.
-------------------
Вопрос: Что
такое память?
Ответ: Память
– это прошлые состояния, которые я могу извлечь и ощутить как настоящие.
На самом деле нет такого понятия "память". Просто все мои состояния
складируются внутри меня как прошлые "парцуфим", и я могу переходить от
одного состояния к другому. Я могу путешествовать между ними, словно во
времени. В духовном это абсолютно реально.
Вопрос: В
чем смысл этого путешествия во времени? Что это может дать?
Ответ: Ничего.
Очень мало. Как правило, надо стремиться вперед и не оглядываться назад.
Вопрос: Можно ли путешествовать во времени вперед?
Ответ: Нет,
поскольку для этого ты должен подняться в будущие состояния, достичь их.
Мы можем только устремляться к следующей ступени, и не более того. А то,
что ждет впереди, ты не можешь увидеть, потому что в тебе еще не
реализованы эти состояния. Это всё сплошная физика. Здесь нет никакой
мистики.
Есть люди, которые ощущают в нашем мире будущее. Этому есть знаменитые
примеры: Вольф Мессинг, Ванга, Нострадамус. Причем им не обязательно
было находиться в духовном постижении. Они ничего не знали о духовном
мире, просто исходили из своих ощущений.
Вольф Мессинг говорил, что сам не знает, откуда у него такие
способности. Он вдруг впадал в состояния, когда чувствовал будущее,
настоящее или прошлое, потому что все они существуют.
Но когда мы говорим о духовном, то там уже есть свобода воли. Поэтому
будущие духовные состояния, в принципе, можно увидеть. Но как ты к ним
подойдешь: или путем страданий, или путем света, своих усилий –
неизвестно, это зависит от тебя. В этом заключается абсолютно полная
свобода воли, которая должна быть реализована тобой.
---------------------
Реплика: Спрашивает
Владимир, ученый: "Уважаемый Михаэль Лайтман, у меня вопрос о проблеме
генной модификации людей.
Вы говорите, что человек всю жизнь должен проходить сложнейшие духовные
изменения себя. А тут приходит генетика и говорит: "А давайте проведем
коррекции генома, и у нас родится человек сразу с духовными свойствами.
И мы сразу прыжком исправим все человечество и принесем благо всем. Ведь
об этом мечтают каббалисты?"
Ответ: Каббалисты
мечтают о том, что человек изменится. Но изменится вследствие работы над
собой, а не над своими генами.
Вопрос: То
есть он должен сам потрудиться?
Ответ: Он
должен сам погрузиться в эти изменения по формуле "возлюби ближнего как
себя". И тогда он увидит, какие при этом происходят в нем изменения и
что он строит, какое новое состояние себя, мира, общества и вообще
вселенной.
Вопрос: То
есть вы не верите, что генетика изменением генома сможет прийти к тому,
что человек станет ближе к Творцу, ближе к духовности?
Ответ: Нет.
Вопрос: Даже
в "ближе" вы не верите?
Ответ: Ближе
к осознанию этого мы придем, но исправить мы ничего не исправим.
Исправление будет заключаться только в самом человеке, когда он
позволит природе изменить самого себя.
Вопрос: Но
для этого он сам должен сделать усилие?
Ответ: Да.
Вопрос: И
от этого никуда не деться?
Ответ: Никуда.
Вопрос: И
даже искусственный интеллект, все наши технические приспособления не
смогут нам помочь?
Ответ: Ничего!
-------------------
Видит ли каббалист будущее?
Вопрос: Каббалист
в своих пяти материальны органах чувств воспринимает значительно больше,
чем обычный человек. Может быть, вы видите или чувствуете то, что другие
считают чудесами?
Ответ: В
нашем мире я не вижу больше, чем видят все. Я скорее вижу источники,
связи между вещами. А, допустим, будущее я не вижу больше, чем
остальные.
Будущее зависит от нашего исправления. Я не могу делать
какие-то фокусы и предсказывать: "Послезавтра произойдет то-то и то-то".
Нет! Это зависит от людей, которые ежесекундно меняются. Если они
немного изменятся, то "завтра" будет выглядеть по-другому. И это не
зависит от меня.
Бааль Сулам писал о том, что он думал
увидеть еще при своей жизни. Но и по сей день это не реализовалось. То
же самое Рабаш. Я слышал от него такие вещи, которые так и не произошли,
хотя он считал, что они реализуются со дня на день.
Вопрос: Почему в каббалисте
существует какая-то притягательная сила?
Ответ: Потому
что он ощущает и знает больше, шире, глубже, но не то, что касается
завтрашнего дня.
Он знает, по каким законам должен реализоваться этот
завтрашний день, но не в каком виде: плохом или хорошем. А от этого
зависит вся картина, которую ты увидишь: или это будет, не дай Бог,
война, разгром, землетрясение, пожары, "конец мира", что называется, или
это будет озарение, раскрытие, понимание того, что происходит,
объединение. Этого каббалист не знает.
------------------
Вопрос: Поговорим о внутреннем голосе.
Ребенок очень часто говорит вслух сам с собой. Потом это
проходит, и этот внутренний голос вслух входит внутрь. И человек сам все время
говорит во внутреннем голосе.
Ученые говорят, что внутренний голос помогает принимать решения,
двигаться к целям, избегать ошибок, радоваться счастливым моментам в жизни.
Но внутренний голос может стать и нашим врагом – укоряя за
ошибки, напоминая о конфузах. И тогда уже непросто с этим внутренним голосом и
непросто его обуздать. Он тебя съедает, становится очень громким. Почему он
вообще возникает и можно ли его контролировать?
Ответ: Это
многосторонняя и многоуровневая наша природа, когда мы можем говорить сами с
собой, спорить, шутить над собой и так далее. Это только у людей есть, ни у кого
другого этого нет. Даже у обезьян этого нет.
Вопрос: То есть внутренне я могу подшутить
над собой: "Смотри-ка какой я"?
Ответ: Да.
Это очень интересная черта в человеке, потому что именно благодаря ей он
поднимается над собой, контролирует себя.
Вопрос: Человек
может измениться благодаря внутреннему голосу, благодаря контролю?
Ответ: Да,
человек может меняться благодаря своему внутреннему голосу. Он может быть в
противоречии с собой, ругать себя, обвинять себя. Не быть плоским, а
многоуровневым. Вот это в нем очень хорошее, особое свойство. И когда ты
видишь таких людей, тем более такие народы, в них особенно чувствуется,
насколько они внутренне богаты.
Реплика: А вот
то, что он звучит, и я даже часто это слышу: "Что ты сделал? Зачем ты это
сделал? Что ты там натворил?"
Ответ: Это
естественно! А как же тогда человек может развиваться, если у него этого
нет?
Вопрос: Это и
есть развитие?
Ответ: Это и
есть развитие, без этого нет. Это не самоедство, это самокритика, для того
чтобы определить следующий, более высокий этап.
Вопрос: А как можно контролировать внутренний голос? Вообще
можно его контролировать?
Ответ: С ним
надо соединиться и попробовать оценить, куда он тебя ведет. Он берет меня за
руку или за ухо и идет со мной рядом, или идет за мной, упираясь в мою
спину, подталкивает.
То есть я должен понимать
свой внутренний голос, я должен пытаться определить: а откуда он вообще
действует во мне?
Вопрос: А
откуда он все-таки?
Ответ: Я
считаю, что он свыше. Это мой ангел, который ведет меня далее к исправлению,
к преодолению всевозможных трудностей, которые сам же передо мной
расставляет. Он ведет меня сквозь эти трудности, как большой берет ребенка
за ручку и ведет его, показывая, как надо проходить всевозможные
препятствия.
Вопрос: Вы
считаете, что когда я падаю, он все равно меня держит за руку, даже в этот
момент?
Ответ: Конечно.
А если нет, то специально, чтобы я упал, чтобы я узнал, как падать и как
подниматься.
Вопрос: То есть вы все равно его определяете, как доброго
отца?
Ответ: Вообще в мире
никакого зла нет. На самом деле. Всегда это добрый ангел.
Вопрос: Тогда
получается, что вообще нет ошибок? Вот он мне что-то подсказал, внутренний
голос: я сделал ошибку!
Ответ: Никаких ошибок
не может быть, потому что не я их делаю.
Вопрос: Вы говорите
очень высокие вещи. Если можно, как мне относиться к внутреннему голосу, и
как мне с ним жить?
Ответ: Мне надо с
любовью относиться к той высшей силе, которая воплощается, одевается в меня,
которая ведет меня, стережет и указывает мне правильную дорогу в каждый
момент моего существования.
И чем больше я буду пытаться
ее ощутить, тем я буду более явно понимать, что это Творец, и таким образом
Он направляет меня, обучает меня. И я дойду до такого состояния, когда буду
постоянно в связи с Ним.
Вопрос: То есть я
должен отдаться, отмениться перед Ним?
Ответ: Да.
Вопрос: И так вот, как
по течению плыть за этой внутренней силой?
Ответ: Не
сопротивляйся.
|
|