|
"Каббала - это учение о
причинно-следственной связи духовных источников, соединяющихся по постоянным и
абсолютным законам в одну высокую Цель - постижение Творца созданиями,
существующими в этом мире."
- Бааль Сулам. "Матан Тора" -
Нам необходимо параллельное развитие желаний: и меня как человека – мое
комфортное физиологическое состояние, включая семейное; и меня в обществе; и
меня в науке; и меня относительно духовного развития. То есть мы развиваемся
на всех четырех уровнях.
Развитие на четырех уровнях
Вопрос: Существует
история войн, история религий и история развития науки. Почему по
этим трем основным параметрам судят о развитии человечества?
Ответ: Война
– это тоже своего рода развитие. С одной стороны, вроде бы
покорение, смерть, жестокость, а с другой стороны, очень жёсткий и
яркий обмен информацией, чувствами, контактами. Никуда не денешься,
так война проявляет себя.
Кроме того, по этим трем параметрам судят о развитии
человечества, поскольку они являются очень яркими проявлениями
эгоизма.
Причем эгоизм проявляется во внутренней сфере –
человек в обустройстве своего дома, человек в обустройстве своего
общества (феодального, рабовладельческого, капиталистического и
т.д.), включая технологии, науки. Человек в обустройстве себя
внутри, включая религии, цели на прошлое, на будущее.
Все это исходит из того, что наше эгоистическое
желание формируется в четырех стадиях: первой, второй, третьей,
четвертой, – как мы изучаем из каббалы. Поэтому нам необходимо их
параллельное развитие: и меня как человека – мое комфортное
физиологическое состояние, включая семейное; и меня в обществе; и
меня в науке; и меня относительно духовного развития. То есть мы
развиваемся на всех четырех уровнях.
|
------------------
Сначала желание, потом осознание
В нашем мире мы чувствуем себя самостоятельными, ведь у
нас нет ощущения связи с той силой, которая сверху светит и относительно
которой всё очень просто выстраивается.
Каждый занимает относительно нее свое положение и в
каждый момент времени хочет изменить свое состояние. В итоге он его
меняет согласно общей схеме. То есть все существует по такому
определенному, четкому, жесткому порядку, что тут не надо ничего заранее
рассчитывать, ничего делать.
Расчет идет только относительно человека: насколько
хорошо или нет он хочет двигаться вперед в своих субъективных ощущениях,
и только. Все очень просто.
Все исходит только из ощущений. Сначала идет желание, а потом осознание
того, что ты в нем ощущаешь. Это желание может быть таким, что ты в нем
еще ничего не чувствуешь. Затем появляются какие-то ощущения.
Хотя в желании уже есть какое-то наполнение, какая-то
чувственная информация, но ты можешь ее еще не ощущать, она находится
ниже порога твоей чувствительности. Затем ты начинаешь чувствовать ее
как приятную – неприятную, а потом осознавать: это приятное или нет,
каковы причинные последствия и так далее.
То есть осознание рождается намного позже ощущения.
Поэтому наука каббала говорит о том, как постичь, раскрыть, начать
ощущать все, а потом, в соответствии с этим, ты начнешь уже понимать.
---------------------
Разрыв связи с чувствами
Вопрос: В
науке есть тезис ортогональности, который формулируется так: "Любой,
сколь угодно умный разум, может преследовать любые, сколько угодно
глупые цели". То есть эти две вещи ортогональные, не связанные друг
с другом. Насколько ни был бы умным интеллект, он спокойно может
преследовать абсолютно глупые или плохие цели.
Как связать эти два параметра, чтобы на самом деле
использовать интеллект для высоких целей?
Ответ: Когда
ты говоришь о механизме взаимодействия интеллектов, ты принимаешь во
внимание то, что они чисто интеллектуальны или чувственны?
Реплика: На
текущий момент я принимаю во внимание, что они чисто
интеллектуальны. То есть мы говорим об интеллекте, оторванном от
ощущений.
Ответ: Тогда
речь идет о механических устройствах, а не о человеке или любой
чувственной цивилизации.
Реплика: Но по сути,
ощущения – это прием человеком информации. А дальше уже
происходит ее оценка, переработка и так далее. И если мы начали
беседу с оторванности человеческого интеллекта от области
ощущений, то, по сути, пришли к тому, что все это происходит в
связке с чувствами.
Ответ: Получается,
что чувственные параметры мы учитывать не можем.
Вопрос: Но
если человек ощущает что-то и способен эти чувства
перерабатывать, почему мы не можем их учитывать? Это всё та же
информация, которая заходит в нас в разных формах. Мы что-то
чувствуем, анализируем и на основании этого действуем.
То есть эта
связка – высшая цель, методы достижения, не связанные с
целеполаганием, область ощущений при входе в нас информации –
все это на самом деле абсолютно разорвано в человеке.
Непонятно, как
это работает. Может быть, есть какая-то точка, сквозной
стержень, который бы все это соединил? Или человеку это вообще
не нужно?
Ответ: Дело
в том, что если мы желаем как-то вмешаться в проектирование
таких систем, то обязаны поставить, по крайней мере, несколько
условий, которые не доведут человечество до гибели,
самоуничтожения. Тогда у нас появятся четкие указания, где мы
должны ограничить эту систему.
-------------------
Взлет искусственного интеллекта
Вопрос: Сегодня
искусственный интеллект заменяет огромные сферы деятельности человека,
даже творческие. По прогнозам, множество профессий будет просто не
нужно. Человек не сможет реализовать себя ни в чем. В таком случае, чем
же люди будут заниматься?
Ответ: Самообразованием.
Они будут глубже мыслить, глубже желать, глубже настраивать себя на
постижение более глубинных пластов природы.
Вопрос: Недавно
вышло интервью с основателем компании OpenAI, которая разработала
знаменитый чат ChatGPT. Это платформа искусственного интеллекта. У
основателя компании спросили: "Есть ли у искусственного интеллекта
сознание?" Он ответил: "Мы не знаем этого до конца". То есть люди не
понимают, с чем они сейчас столкнулись.
Как вы считаете, есть ли у искусственного интеллекта сознание?
Ответ: Дело
в том, что прежде всего надо определить, что такое искусственный
интеллект. Может ли интеллект быть искусственным? Можем ли мы как-то
управлять им или это только лишь некое подобие механических игрушек
живым телам?
Вопрос: В среде ученых, занимающихся сферой
искусственного интеллекта, есть такой термин: "взлет" искусственного
интеллекта. На английском это называется General Artificial Intelligence
Takeoff. То есть они говорят, что в какой-то момент произойдет полный
захват искусственным интеллектом всех инициатив человечества. Он заменит
собой абсолютно все и будет все контролировать.
Вы не
боитесь такого состояния?
Ответ: Нет,
абсолютно. Я не верю в это. Такая машина, такой робот может
действительно делать очень многое, но подняться выше человека не
сможет. Запутать нас – конечно, может. Мы и так путаемся даже в тех
глупостях, которые сегодня изобретаем и создаем. Но "восстания
машин" нам нечего бояться.
---------------------
Вопрос: Чем
закончится работа с искусственным интеллектом и робототехникой?
Неужели искусственный интеллект будет лучше естественного? Или все
это действительно заговор против человечества?
Ответ: Машина
всегда будет только лишь вспомогательной частью рядом с человеком.
Она никогда не сможет сама управлять, выдумывать законы и их
выполнять.
Человек создан из другого материала. В нем есть более высокая
материя – свойство отдачи кроме свойства получения, возможность
подъема над собой. Мы еще недостаточно их знаем и не пользуемся ими.
А я это точно знаю и поэтому говорю, что человек может не
сомневаться: машина им не завладеет. Можно, конечно, создать робота,
который будет гоняться за людьми и бить их палкой, но не более того.
Машина может обманывать нас в банкоматах или где-то еще, но она не
будет умней человека.
Искусственный интеллект – это не интеллект, а просто счетная машина.
В принципе, они никуда не делись: подсчитываются те же нолики и
единицы, только быстрее. А у человека не просто подсчет нулей и
единиц, а еще эмоции.
Нам нужно время, чтобы осознать это. Поэтому увлечение искусственным
интеллектом постепенно пройдет.
-------------------
Заказать фильм с хорошим концом
Нам кажется, что мы, нынешнее человечество, являемся в чем-то
наследниками двух цивилизаций: Рима и Древней Греции.
Государственное строение, строение судебной и банковской системы
идут из Рима. Философия – из Греции, а в более поздний период
отчасти из Византии. Но, в принципе, все это касается
материального развития человечества.
А внутреннее, альтруистическое, духовное развитие мира
происходило от израильтян – группы людей, упавших с духовного
уровня на материальный. От них взяли начало все мировые религии,
которые на сегодняшний день дали народам мира определенную
подготовку к восприятию духовных идей.
Таким образом человечество было подготовлено к тому, чтобы
история взаимного проникновения и связи перешла на новый
уровень. Согласно каббале, это обязано случиться: или
осознанием, или палкой к счастью.
Вопрос: Но
фактически материальное и духовное развитие происходят
одновременно?
Ответ: В
духовном начало, конец и все этапы развития существуют
изначально. А на материальном уровне ничего этого нет, это всё
разворачивается только в нас. Мы желаем пройти эти этапы в
добром ощущении – пожалуйста, в злом ощущении – пожалуйста. Мы
выбираем между добром и злом.
Каждый раз
ты должен быть в определенном состоянии. Если хочешь понять
и ощутить, что для тебя это хорошо, необходимо преобразовать
себя так, чтобы следующее состояние, уготовленное тебе, было
желательным. Если ты готов к этому, – пожалуйста, весь твой
путь будет восприниматься хорошо, не готов – плохо. Но путь
от этого не изменится.
У тебя
внутри существует механизм, показывающий тебе кинофильм,
который ты должен пройти. А ты только заказываешь свое
отношение к этому фильму своим постоянным покадровым
развитием.
Иными
словами, в духовном все это уже существует в одной
единственной картине. А ты эту картину постепенно
раскрываешь для себя в мере своего развития либо под
воздействием страданий, либо под воздействием осознания.
Ты как бы
прозреваешь, у тебя появляется новое зрение, новая
возможность ощутить, увидеть, осознать, понять, впитать. Так
тебе раскрывается новый мир.
------------------
Вопрос: Есть
такая притча. Ученик спросил мастера: "Ты говорил, что если я познаю,
кто я, то стану мудрым. Но как это сделать?" Учитель ответил: "Для начала
забери у людей право решать, кто ты.
Один тебе скажет, что ты плохой, ты поверишь ему и расстроишься. Другой тебе
скажет, что ты хороший, ты обрадуешься. Тебя хвалят или ругают, верят в тебя
или предают, пока у них есть право решать, кто ты, тебе не найти себя.
Забери у них это право и у меня тоже".
Вопрос: возможно ли быть свободным от чужого мнения?
Ответ: Когда я
вижу, как другие судят о мире, обо мне, о моем Учителе, о моей науке, то
меня это во многом, конечно, огорчает. Но в принципе, это ненамного и
ненадолго. И я нахожу этому совершенно здравый ответ.
Вопрос: Это вас
не перенаправляет, чтобы что-то изменить?
Ответ: Нет,
ни в коем случае! Такого уже давно нет!
Реплика: Это
значит, что они вас уже изменить не могут.
Ответ: Никто.
Вопрос: Объясните
человеку, которого тревожит, что его могут изменить любые мнения. Как
умудриться держаться и не попадаться ни в какие ловушки, критики и так
далее, а идти и идти?
Ответ: Это
дается, может быть, годами. Но я это принял на себя много лет назад, и потом
меня это уже не беспокоило.
Вопрос: То есть вы
ухватились за цель, за учителя и всё? Вас уже было не оторвать никакими
способами?
Ответ: Никакими.
Вопрос: То есть на
самом деле человеку надо за что-то хорошо ухватиться и держать?
Ответ: Да.
И держать, конечно.
Вопрос: Даже если
приходят сомнения?
Ответ: Это
все приходит специально, чтобы человек держал.
Реплика: А
возможно найти себя без влияния других? Все-таки у вас был учитель,
все-таки было влияние.
Ответ: Без
влияния учителя на меня я никто!
Вопрос: Но вы и
искали того, кто будет на вас влиять. А как определить вообще, что это
именно то влияние, которое я ищу?
Ответ: Будучи
с ним первые годы, я все равно ездил, ходил, посещал другие места и
пытался выяснить, что же мне подходит.
Реплика: Это
мы говорим сейчас о вас на самом деле.
Ответ: Да,
обо мне и моем Учителе! И я с ним об этом говорил: "А как мне узнать,
что ты настоящий? За эти несколько тысяч лет, которые существует
каббала, сколько было таких? И где они, где их ученики, и что случилось?
Он говорит: "Я не знаю".
Вопрос: Это
называется "помощь учителя" – вот так ответить: "Я не знаю"?
Ответ: Да.
Ты должен сам проверять.
***************
|
|