Выпуск 141 | |
"Каббала - это учение о причинно-следственной связи духовных источников, соединяющихся по постоянным и
абсолютным законам в одну высокую Цель - постижение Творца созданиями, существующими в этом мире."
- Бааль Сулам. "Матан Тора" -
Прозрение человечества
|
Каббала для
начинающих на канале
www.kab.tv/rus
в прямом эфире,
каждое воскресенье, в 17:00 по моск. времени новый
курс виртуальных уроков
" Основы природы человека".
Каталог
фильмов о Каббалe >> |
Корреспондент: В одном из Ваших последних интервью я прочитал, что лишь в конце ХХ – начале XXI века было разрешено открыть знания о науке Каббала. Почему это произошло именно сейчас?
М. Лайтман: Да, это так, потому что в наше время человечество уже развилось до такого состояния, что понимает: без четкого знания о нашем мире, его причинах, обо всем процессе и цели, оно может дойти до самоуничтожения.
Человеческий эгоизм настолько развился, что он свел все человечество к одной маленькой деревне. И мы ощущаем сейчас, с одной стороны, огромную зависимость друг от друга, все страны в мире (сейчас это начинает проявляться, несмотря на то, что мы не видим этого явно, в полной мере, и в будущем эта зависимость усилится), а с другой стороны, наш эгоизм таков, что мы не выносим друг друга и не можем ужиться даже внутри семьи...
Почему рушатся семьи, человек уходит в наркотики, какова причина депрессий, террора? Величина эгоизма такова, что мы не выносим окружающее. В итоге, мы вынуждены жить, словно в одной комнате, но в то же время не можем ужиться вместе. И это состояние является самым хорошим – оно вынуждает разобраться в том, где человек находится и что может сделать.
Поэтому Книга «Зоар», написанная в I веке нашей эры, была спрятана все это время, все 20 веков. В этой книге сказано: в конце ХХ века, а именно с 1995 года, человечество достигнет такого состояния развития, что можно будет раскрыть каббалу, потому что возникнет в этом настоящая потребность. И не для того, чтобы, скажем, красные нитки продавать или преуспеть в чем-то, - это не каббала, - а для того, чтобы дать человеку возможность осознать, что происходит с ним, с его миром, существует ли свобода воли, возможно ли какое-то влияние на окружающий мир и на свою судьбу.
Корреспондент: Была указана дата - 1995-й год. Вы действительно считаете, что человечество готово к постижению смысла жизни?
М. Лайтман: Да, потому что природа снаружи и наша внутренняя природа взаимно влияют на человека и достигают в наше время максимального давления. Внутри мы становимся наибольшими эгоистами. На протяжении всей истории наш эгоизм медленно-медленно рос, и этим определялось развитие, смена общественно-политических формаций, социальные перемены. Сегодня человечество не знает направления дальнейшего развития: впереди нет ни коммунизма, ни капитализма, - вообще ничего. Это с одной стороны.
С другой стороны, есть экологические проблемы, природа давит на нас настолько, что мы не в состоянии больше выжидать. Мы уже прошли критическую точку и ставим себя под угрозу физического существования. Я уже не говорю о человеческой угрозе, что люди могут взорвать сами себя, например. Я говорю со стороны природы, и это движение неотвратимо.
В целом, по всем внутренним и внешним параметрам, мы уже достигли такого давления на себя, когда у человечества появляется серьезный вопрос: что же нам делать? Раньше такого четкого вопроса не возникало. Он был у философов, у великих мыслителей, но не более того. Сегодня каждый человек, в принципе, видит, что его жизнь довольно бессмысленна и приводит его в состояние беспомощности, беспросветности. И то, что депрессия становится главной болезнью мира, растет количество самоубийств, наркотики являются единственным средством убежать от реальности, а террор – единственным выходом, когда не видишь никакого иного, – все это следствия данного состояния.
Корреспондент: Я правильно понимаю: каббала спасет мир?
М. Лайтман: Каббала – это наука, которая возникла в Древней Месопотамии около пяти тысяч лет назад. В этот период впервые открылся человеческий эгоизм – был совершен так называемый «грех вавилонской башни», когда люди задумали постичь разумом всю Вселенную, себя, Высшую силу, захотели овладеть этим, стать этому равными. В итоге, они получили нечто обратное - перестали понимать друг друга, разбрелись по всей земле. На протяжении последующих пяти тысяч лет быстрыми темпами рос эгоизм, так что сегодня мы уже достигли точки его максимального развития.
В науке каббала говорится: в конце эгоистического развития человечества, когда оно поймет, что такой процесс развития был неправильным, тупиковым, однако нужным для того, чтобы убедиться в необходимости идти другим путем, выше, - придет время, когда раскроется бессмысленность того пути, которым ранее шло человечество. И тогда наука каббала должна показать человеку, в чем суть его природы и природы окружающего мира, как использовать это знание, с целью подняться над нашим миром в другое измерение.
Наука каббала позволяет нам выйти за границы времени и пространства, поднявшись на другой уровень.
Корреспондент: Понятно, что к каждому человеку должен быть индивидуальный подход. Наверное, это очень сложно…
М. Лайтман: Человек изучает каббалу и сам создает этот индивидуальный подход. Наука остается наукой, но индивидуально ее применение каждым человеком. Иначе говоря, каждый из нас создан как индивидуальная личность, у каждого есть определенный набор внутренних, внешних и исконных свойств, но нет такого человека, который не мог бы эту науку применить к себе.
Корреспондент: А Вам никогда не говорили: «Ребята, это невозможно, вы стремитесь перевернуть мир, но оглянитесь вокруг, сколько агрессии, насилия, жестокости…»?
М. Лайтман: Мы воспринимаем это положительно. Не идеализируем, наоборот, во всех проявлениях злых сил в мире видим приближающееся прозрение человечества. Все положительные и отрицательные силы мы рассматриваем как взаимно необходимые, дополняющие друг друга, надо только правильно их соединить, скомбинировать. В мире нет ничего, что надо было бы исключить или уничтожить. Поэтому нет для нас разочарования.
Скорее наоборот, занимаясь каббалой около тридцати лет, я в течение всего этого времени наблюдаю, что мир, наконец-то, раскрывает глаза на то состояние, в котором он существует. Человечество полностью разочаровывается в «животной» жизни и начинает понимать, что над этим надо приподняться, что человек в этой жизни абсолютно безволен, - у него нет свободы воли.
Человек рождается с различными, заранее заданными свойствами, получает образование и воспитание в детском саду, школе, институте. Все это он не выбирает. Он входит в общество, которое командует им, диктует ему все ценности. В итоге, человек, как машина, собирает данные внутри себя и реализует их согласно требованию окружения. А где же сам человек? Он исполнительный механизм. И это мы только сейчас начинаем осознавать.
Корреспондент: Довольно часто каббалу называют «наука управления судьбой». Насколько это правильно, справедливо?
М. Лайтман: Полностью справедливо, абсолютно. Поясню: каббала позволяет создать в человеке такую концентрацию мысли, сил, с помощью которых он начинает влиять на окружающий мир и этим вызывает со стороны окружающего мира, доброе, хорошее, правильное влияние на нас. Оно проявляется как внутри нас - через гены, свойства, так и снаружи - через неживую, растительную и животную природу.
Корреспондент: Будет ли верным сказать, что судьбы всех людей и судьба каждого человека закодированы или зашифрованы?
М. Лайтман: Да, можно сказать, что судьба зашифрована, закодирована в Торе, то есть - в Каббале, как во внутренней части Торы. Но человек может это менять. Что значит менять? Он может это корректировать, чтобы идти к намеченной цели. Каждый из нас должен дойти до этой цели, или путем добра, или путем зла. Иными словами, либо вынуждающими силами - «палкой к счастью», либо осознанием - быстрым и желательным путем.
Корреспондент: В каббале часто говорится о постепенном развитии в каждом человеке шестого органа чувств. Что такое «шестой орган чувств»?
М. Лайтман: Если мы с Вами будем исследовать животный мир, увидим, что птицы, пчелы, змеи, обезьяны и т.д. – все чувствуют мир по-разному, хотя и находятся на животном уровне, казалось бы, рядом с нами. Их картина мира состоит или из цветовых образов, или из звуковых, или только из осязательных. У людей картина мира складывается, в основном, из зрительных образов. Иными словами, каждое живое существо по-своему ощущает этот мир, не говоря уже о том, как оно осознает его внутри себя.
А каков мир на самом деле? Из каких-то образов он состоит? Почему я воспринимаю его так, а другой иначе? И если я воспринимаю его верно, то кто-то – совсем по-другому? Какую картину, на самом деле, имеет мир вне нас? Для того чтобы увидеть эту картину, мы должны выйти из своего тела. Я должен услышать и увидеть это не через свои глаза и уши, не в узких рамках очень ограниченного диапазона моих органов чувств, но выйти за них в абсолютно ни чем не ограниченное восприятие.
Это ни чем не ограниченное восприятие, одно, неразделенное на частные органы чувств, называется «шестой орган чувств» или «душа». И это не то, что мы себе представляем. «Душа» - это огромный орган ощущения, с помощью которого человек воспринимает действительность вне своего эгоизма, не внося в нее никаких искажений, ограничений, возмущений своими материальными органами чувств. Человек ощущает себя находящимся в огромном поле сил, которые управляют всем мирозданием: высшими и низшими мирами, передвижениями душ, тел и людей.
Когда человек входит в это ощущение, у него появляется полная и явная возможность воздействовать на себя и на всех остальных, но, естественно, в добром направлении, потому что если у него будут проявляться какие-то эгоистические свойства во вред другим, то он просто не сможет выйти в это измерение. Каббала развивает в человеке шестой орган чувств, через который он начинает ощущать мироздание и учится воздействовать на него. При этом человек входит в такую область, где ощущает себя вечным, бесконечным, находящимся вне рамок движения, пространства и времени. Можно уподобить это тому, что происходит со скоростями выше света, согласно теории Эйнштейна.
Корреспондент: Это очень сложный процесс...
М. Лайтман: Обычно он занимает у человека от трех до пяти лет, если заниматься серьезно.
Корреспондент: Я слышал, что каббалисту нужно пройти сто двадцать пять ступеней, для того чтобы получить представление о полном объеме мироздания.
М. Лайтман: Да.
Корреспондент: Пройдя эти ступени, человек обретет шестое чувство?
М. Лайтман: Нет-нет, уже на первой ступени человек начинает формировать в себе шестой орган чувств. На ста двадцати пяти ступенях происходит полное его формирование. Иными словами, уровни развития шестого органа чувств – это и есть сто двадцать пять ступеней, на которых происходит расширение этого чувства, и, в соответствии с этим, все большее постижение истинного мира.
И тогда, естественно, можно увидеть и наше состояние - насколько маленький объем мироздания мы ощущаем в наших телесных органах чувств. Люди, которые выходят из тела, даже просто умирая, ощущают совсем иные объемы. Однако шестой орган чувств надо развить, находясь в нашем мире.
Корреспондент: Кстати, насчет «умирая» - приходилось слышать, что каббалисты довольно часто отождествляют себя с вечностью. Как это понять?
М. Лайтман: Это потому, что они так ощущают мироздание...
Корреспондент: Оно вечно, бесконечно?
М. Лайтман: Да.
Корреспондент: И человек тоже может быть вечным, бесконечным?
М. Лайтман: Если вы так будете это ощущать. Не свое тело, а свое «Я». И мы это чувствуем. Пример: люди идут на смерть, они не чувствуют, что умирают. Человек ощущает, что в нем есть что-то вечное. Надо лишь развить эту точку в такое состояние, в котором вы бы жили на самом деле, в реальности, тогда существование, заключенное в узком диапазоне слуха, зрения, осязания и других ощущений, будет казаться ничтожно малым, не определяющим жизни. Большие и сильные ощущения, которые человек получает через шестой орган чувств, абсолютно подавляют эти малые ощущения в нашем мире.
Кроме того, человек видит силы, которые стоят за предметами и объектами нашего мира, видит, как все управляется, и потому не придает значения самим объектам – он уже взаимодействует с силами, находящимися за ними и определяющими все.
Корреспондент: По мнению каббалистов, смысл жизни именно в этом?
М. Лайтман: Каждый человек должен достичь выхода в это пространство. И достигнет. Или в этой жизни, или в следующей, все равно обязан дойти. Каждый человек на Земле обязан достичь самой высокой точки существования. Каждый. Для того чтобы сделать это быстрее, проще, счастливее, привлекательнее, каббалисты раскрывают миру каббалу в наше время, и потому, что люди уже начинают ощущать: только в этом спасение от бренности, ничтожности и безысходности.
Корреспондент: Можно ли говорить о том, что фундаментальные достижения естествознания во многом совпадают с давным-давно написанным в древних каббалистических книгах?
М. Лайтман: Да. Я постоянно занимаюсь наукой, по первой своей специальности - биокибернетик, учился в Ленинграде. Кроме того, участвую в конгрессах с учеными - физиками, биологами, философами, пишу книги совместно с ними. Постепенно уже не только каббалисты начинают воспринимать каббалу как продолжение всех наук в ту область, которая исследуется не пятью органами чувств (что доступно и науке), а с помощью шестого органа чувств.
На чем основаны науки? Мы ощущаем окружающий нас мир через пять органов чувств и исследуем то, что ощущаем. С помощью каббалы мы разрабатываем в себе шестой орган чувств (он уже находится в нас, но лишь в зачаточном состоянии), развиваем его и изучаем мир, который ощущаем в этом органе чувств. Исследование мира через шестой орган чувств происходит по точно тем же законам, принятым правилам (доказательство, повторение опыта, воспроизведение его другими), что и во всех остальных науках. Передача информации через формулы, таблицы, графики – все это используется в каббале.
Единственное «но»: заниматься этой областью знаний могут лишь те, у кого шестой орган чувств развит хотя бы в минимальной мере. Каббала называется «тайной наукой» (относительно других наук), потому что открыта тому, кто развил шестой орган чувств. Но каждый приглашается сделать это.
Сегодня, когда науки находятся в кризисе, ученые начинают постепенно подступать к границе, где ощущают, что существует нечто, чего они раскрыть не могут. С другой стороны, раскрывается каббала и нисходит, приближается немного к этой границе, к разделительной черте между нашим миром и миром высшим. Таким образом, мы можем видеть, как в наше время происходит контакт между земными науками и высшей наукой. И это создает переход, некий мостик между двумя мирами – логичный, понятный, научный.
В настоящее время я работаю над книгами совместно с несколькими большими учеными, и они (да и многие уже сегодня) воспринимают каббалу как науку будущего.
|
Международная Академия Каббалы "Бней Барух" |
Виртуальное обучение по сети Интернет |
Трансляция телеканала Каббала ТВ |
Глобальные проблемы человечества
О преодолении мирового кризиса |
Газеты: 'Каббала Сегодня' 'Каббала Миру' |
Рассылка "НАУКА КАББАЛА" |
Cайт автора по тематике каббалы |
КНИЖНЫЕ МАГАЗИНЫ: в Израиле в Москве и Санкт - Петербурге в Украине в США, Канаде, Австралии, Зап. Европе Здесь вы можете приобрести книги Михаэля Лайтмана. Можно заказать книги через интернет. |