Выпуск 55 | |
"Каббала - это учение о причинно-следственной связи духовных источников, соединяющихся по постоянным и
абсолютным законам в одну высокую Цель - постижение Творца созданиями, существующими в этом мире."
- Бааль Сулам. "Матан Тора" - "Назначение науки по существу заключается в поиске единства." - П. Девис. "Суперсила. Поиски единой теории природы", М. "Мир", 1989 г. - | |
Постижение в каббале
Получая дополнительный орган ощущения, человек входит внутрь скрытой части мироздания, которую не ощущал ранее. Он начинает работать в ней так же, как в открытой части мироздания, которую ощущают все. Получаемое им при этом знание является абсолютно достоверным, поскольку получено эмпирическим путем, результаты исследования имеют стопроцентную повторяемость и могут быть проверены другими исследователями.
Один из законов каббалы гласит: «То, что не постигаемо, невозможно назвать по имени», – то есть, определяя объект, дают название какому-то его свойству только после того, как объект полностью постигнут. Постижением в каббале называется самое глубокое понимание предмета, когда человек постигает не только сам объект, не только его форму, а и более высокую ступень, которая породила этот объект. Порождение означает формирование цели существования объекта, все преобразования, которые он должен пройти по цепочке причинно-следственных связей до приобретения им окончательной формы. Сумма таких знаний об объекте и называется в каббале постижением.
Любая наука имеет определенный диапазон исследования, и возможности ее ограничены чувствительностью наших пяти органов чувств. Несколько повысить эту чувствительность позволяют приборы, но и их чувствительность имеет предел. Наука каббала дает человеку неограниченный объем восприятия, оговариваясь при этом, что ни в коем случае нельзя отрываться от постижения объективной реальности, а именно: достоверно только то, что каббалист воспринимает, только в этих границах происходит исследование. Поэтому каббалисты всегда, на протяжении всех пяти тысяч лет существования науки каббала, были очень осторожны в изложении своих знаний.
Эгоизм - объект исследования в Каббале
Особенно хорошо это видно по «Учению Десяти сфирот» Бааль Сулама, который разъясняя выходящее за рамки понимания другого каббалиста, пишет: «Далее следует личное предположение». Любое его мнение, не базирующееся на четком измерении и постижении, всегда оговаривается. Оно никогда не углубляется и не принимается в качестве достоверных научных данных ни самим автором, ни теми, кто изучает его книги. При этом следует отметить, что такие категории как «ложь», «правда», «доброта», «эгоизм», «альтруизм», являющиеся для обычных наук непостигаемой формой, в каббале постигаются опытным путем как категории явственные. Психология и философия изучают их как абстракции, без всякой связи с материалом. Они проводят обследование большого количества людей, обобщают результаты, сходным поведенческим реакциям дают общее название и начинают их изучение.
Наука каббала изучает свойства, базирующиеся на материале. Этот материал называется «эгоизм», он и представляет собой объект исследования. Поэтому та часть, которая в обычной науке является постижением формы, в науке каббала является постижением материи – реальным, абсолютно научным и достоверным. Это - исследование посредством созданного каббалистом дополнительного органа чувств, который называется душа, экран или отраженный свет. Духовное постижение происходит только в мере подобия свойств человека свойствам единственно существующей снаружи Управляющей силы. Каббалисты называют еe «Творец».
В той мере, в которой человек приобрел подобие Творцу, создал внутри себя свойство, подобное Творцу, он измеряет это свойство, ощущает его проявление на своей материи, другими словами - постигает. А поскольку это свойство находится в подобии Творцу, то таким образом, можно говорить о постижении Творца. Хотя, строго говоря, постижение Творца, как находящегося вне человека, не происходит. То, что находится вне человека, каббалисты называют Ацмуто, суть Творца, и она непостигаема. Подобие свойствам Творца выводит человека в высшие миры. Слово «мир» (олам) на иврите имеет одинаковый корень со словом «скрытие» (алама). То есть Творец постигается, раскрывается, поступенчато, в мере создания духовного сосуда, подобия ему.
Процесс создания духовного сосуда происходит по 125-ти ступеням, называемым 125 ступеней миров. По этим ступеням человек постепенно поднимается к полному раскрытию Творца, полному осознанию того, что представляет собой свойство, которое называется «Творец» - как будто бы, существующий вне человека («как будто бы» означает, что человек не может ощутить находящееся вне органов его восприятия).
Таким образом, все миры существуют в человеке, раскрываются в нем и являются ничем иным, как частичным подобием Творцу.
*********************************************************
|
|
|
|
|
|
|
Здесь вы можете приобрести книги Михаэля Лайтмана. Можно заказать книги через интернет. |