Выпуск 56 | |
"Каббала - это учение о причинно-следственной связи духовных источников, соединяющихся по постоянным и
абсолютным законам в одну высокую Цель - постижение Творца созданиями, существующими в этом мире."
- Бааль Сулам. "Матан Тора" - "Назначение науки по существу заключается в поиске единства." - П. Девис. "Суперсила. Поиски единой теории природы", М. "Мир", 1989 г. - | |
|
Если начать проводить сравнительный анализ каббалы и философии, то можно сказать, что обе эти науки занимаются изучением существующей реальности. Однако наука каббала судит о той реальности, которая явно открывается, о той действительности, которую человек раскрывает в своих органах чувств – либо в уже существующих, физических органах ощущения, либо в дополнительном органе, называемом «духовным органом ощущения» или «душой». То есть раскрытие происходит либо в пяти органах чувств, либо в шести.
Уникальность науки каббала в том, что она желает привести человека и приводит его к интегральному, неразрывно связанному и цельному восприятию всей действительности, когда не существует разделения мироздания на высший и низший мир, на скрытую и раскрытую части – каббала стремится раскрыть все полностью.
Бааль Сулам объясняет это в «Предисловии к Учению Десяти сфирот» и в нескольких других местах, давая определение таким понятиям как «скрытая часть» и «раскрытая часть». Скрытая часть – это то, что сейчас скрыто от человека из-за того, что ему не хватает чувствительности его органов восприятия, а назавтра, возможно, у него появятся новые, дополнительные свойства, позволяющие ему воспринять больший объем информации извне. Либо он разовьет в себе особую чувствительность и начнет ощущать ранее скрытое. И таким образом то, что в его мире было от него скрыто, теперь раскроется.
Это то, что относится к развитию наших естественных, природных органов чувств, данных нам от рождения. Мы знаем, что должны добиваться обостренного восприятия в этих органах чувств, стремиться понять, как с ними работать, ориентировать их на определенную программу действия за счет достижений науки, знания, опыта, накопленного человечеством. И тогда мы действительно приобретем какое-то понимание того мира, который воспринимаем в своих пяти органах чувств.
Что такое духовное
Однако существует некая часть реальности, которая скрыта от человека. И сколько бы мы ни развивали свои обычные пять органов чувств, мы не сможем ощутить ее. Эта часть действительности называется «скрытым миром» или «высшим миром», «миром духовным», поскольку этот мир не предназначен для восприятия в наших физических органах чувств, насколько бы развитыми они не были. Для восприятия этой части реальности человек должен развить дополнительный орган ощущения, который абсолютно не связан с остальными органами чувств.
И здесь возникает задача определить понятие «духовное». Является ли это просто некой дополнительной частью реальности, которую мы начинаем воспринимать? Нет. Разница между материальным и духовным существует только относительно человека – относительно Творца нет никакого различия между этими составляющими реальности. Относительно Творца существует только высший свет, который находится в абсолютном покое, пребывая внутри одного общего сосуда.
Это существующее состояние постоянно и неизменно, и о нем говорится: «Творец добр и несет благо и грешникам, и праведникам», «Я свое представление АВАЯ не менял» и другие подобные изречения.
Таким образом, определение духовного как особой части реальности, имеет смысл только относительно творений. Все, что относится к ощущениям внутри воспринимающего, так называемым «наслаждениям и страданиям», либо «сладкому и горькому» – называется в каббале телесными ощущениями. Термин «телесное» не подразумевает физическое тело - это ощущение в духовном сосуде восприятия и именно внутри него. А то, что мы воспринимаем вследствие нашего целенаправленного желания, намерения, когда оцениваем свои ощущения не по принципу «горькое-сладкое», а по принципу «правда-ложь», в отраженном свете – это в каббале называется восприятием в шестом органе чувств, духовном органе ощущения, в так называемой, «душе». И это называется духовным, находящимся выше материального.
Суть высшей управляющей силы (Творца)
Наука каббала совершенно не занимается сутью самой высшей силы, не пытается доказывать законы, существующие в ней, поскольку каббала определяет себя как экспериментальную науку, и чего не постигает – о том не говорит. Даже в виде отрицания постижения. Ведь определение отсутствующего имеет не меньшую ценность, чем определение существующего, потому что, если посмотреть на какую-то сущность издали, и определить в ней все составляющие отсутствующего, то есть все то, чего нет, это также будет считаться свидетельством и определенным осознанием, так как если бы эта сущность находилась действительно далеко, нельзя было бы различить в ней даже отсутствующее.
Поэтому основной принцип в науке каббала гласит: «Непостигаемое не можем назвать по имени», где под именем имеется в виду начало какого-то постижения.
А постигаемый внутри сосуда души высший свет, ощущение высшей управляющей силы (Творца), ее действий, излагается в науке каббала во всех подробностях и точностях анализа и эксперимента не меньше, чем постижения в материальном.
Иными словами, наука каббала, подобно любой другой науке, занимается только тем, что она способна постичь. Задача этой науки заключается в расширении сферы своего исследования на все возможные области реальности. Но, в сущности, все постижение совершается человеком, и он постигает ту реальность, которую способен воспринять в своих органах чувств, развивая их максимально, насколько только возможно, используя специальную методику, называемую наукой каббала, мудростью постижения.
Граница, определяющая область занятий и анализа, очень четкая – «Непостигаемое не можем назвать по имени». То есть наука эта занимается только практическими исследованиями, только конкретным постижением в органах чувств человека.
Подобно тому, как мы не можем увидеть, что такое электричество, или любая невидимая нам сила, о которой мы бы не имели никакого представления, если бы не наблюдали результаты ее воздействия, точно так же мы не можем дать определение ни материальному, которое от нас скрыто (мы ощущаем только его внешнее проявление), ни духовному, которое мы вообще никак не ощущаем в своих органах чувств, но сможем ощутить, если разовьем в себе необходимые для этого дополнительные органы восприятия.
Из этого следует, что граница постижения передвигается в соответствии с возможностями человека, и мы, в итоге, способны постичь все, что только дано постичь человеку, когда постигаемое ощущается нами в так называемом каббалистами «духовном сосуде получения» - душе.
Есть люди, которые развили в себе этот дополнительный орган восприятия духовного мира и постигли в нем все, что только возможно постичь, и рассказывают нам о своем постижении. Они также рассказывают нам о таких состояниях, которые еще не прошли в явно ощутимой форме, но опираясь на свой опыт, они могут сказать, что, согласно их предположениям, видимо, и такие состояния существуют при дальнейшем продвижении. Например, такие состояния, как Общий Конец Исправления и всевозможные состояния, которые существуют уже после этого.
Однако, это уже выводы, сделанные на основе предыдущего опыта и анализа существующих взаимосвязей. И хотя каббалисты и рассказывают о существовании подобных состояний, они четко определяют, что подразумевается под этим, подчеркивая, что это не результат их явного ощущения, а то, что по их мнению, вероятно, произойдет в дальнейшем. Иными словами, каждый каббалист необыкновенно осторожен в том, чтобы вообще касаться того, что не пришло в результате полного и ясного постижения в его органах чувств.
(продолжение следует)
*********************************************************
|
|
|
|
|
|
|
Здесь вы можете приобрести книги Михаэля Лайтмана. Можно заказать книги через интернет. |