Выпуск 61 | |
"Каббала - это учение о причинно-следственной связи духовных источников, соединяющихся по постоянным и
абсолютным законам в одну высокую Цель - постижение Творца созданиями, существующими в этом мире."
- Бааль Сулам. "Матан Тора" - "Назначение науки по существу заключается в поиске единства." - П. Девис. "Суперсила. Поиски единой теории природы", М. "Мир", 1989 г. - | |
|
Михаэль Лайтман
Тело и душа - 3-я часть
Однако недостаток третьей теории в том, что она чужда духу образованного человека, поскольку уничтожает личность и представляет его в виде машины, приводимой в действие посредством внешних сил. Из нее следует, что у человека нет никакого свободного выбора в своих желаниях, он находится под полным контролем сил природы, все действия совершает по принуждению, не получает ни вознаграждения, ни наказания за свои поступки, поскольку закон вознаграждения и наказания распространяется только на имеющего свободу волеизъявления. Эта теория чужда как религиозным, верящим в вознаграждение и наказание Творцом, и уверенным в своей благой цели, так и нерелигиозным. Ведь согласно этой теории, мы, обладающие разумом, являемся игрушками в руках слепой природы, которая ведет нас неизвестно куда.
Поэтому эта теория не была принята в мире. Было решено, что тело, которое согласно третьей теории называется машиной, не является истинным человеком, а суть человека, его "я", представляет собой невидимую и неощущаемую вечную духовную сущность, в скрытой форме воплощенную внутри тела. Но как эта духовная сущность может привести тело в движение, ведь, в соответствии с утверждением философии, у духовного нет никакого контакта с материальным, и оно не оказывает на него никакого влияния? Таким образом, ни философия, ни метафизика не могут предоставить решения по вопросу о душе.
Сегодня наука в состоянии объяснить наличие различных аномальных явлений. Современные исследования как будто бы не оставляют места для души, однако, вглядываясь в жизнь пристальней, человек все же полагает, что кроме биологической электромашины, называющейся "человек", существует еще что-то, некая духовная часть, выходящая за рамки наблюдаемой природы. Что же дает человеку основания полагать, что в нас присутствует некая вечная часть, остающаяся после смерти тела? Аргументы сторонников этого утверждения ничем не подтверждаются, и потому, безусловно, на них нельзя полагаться. Каббалисты же говорят, что пока человек не ощутит свою душу, ему невозможно объяснить, что это такое, и как он в этом случае будет чувствовать духовный мир.
Ни одна из существующих методик в мире не может утверждать, что она способна показать человеку его душу. Все они основаны на таких "открытиях", которые не выдерживают никакой научной критики, и являются следствием не более, чем психологической реакции.
Так есть ли в нас душа на самом деле? Или мы подобны животным, которые живут и умирают, и даже мысленно не способны наделить себя какой-то вечной частью?
Заключение
Все, что ощущает человек, он ощущает в своих пяти органах чувств. Суммарная картина воспринимаемого в пяти органах чувств анализируется в мозге, сравнивается с известным ему и преподносится сознанию как образ себя самого и картина окружающего мира. Таким образом, как свое тело, так и окружающее его, человек воспринимает как результат ощущений пятью органами чувств. Ни тела, ни окружающего мира как таковых не существует - они являются следствием наших ощущений.
И если бы человек вообще не имел органов ощущений, то не ощущал бы себя. Если бы органы ощущений были иными по количеству или по качеству восприятия, то человек ощущал бы себя иначе, иначе воспринимал свое тело и окружающий его мир: соответственно тем ощущениям, которые поставляли бы ему органы чувств. Все, ощущаемое человеком в пяти органах чувств, называется "раскрытое". Естественно, что у каждого индивидуума своя мера раскрытого, зависящая от его чувственного и умственного развития.
Раскрытое может быть:
- частным, индивидуальным;
- общим - в общем раскрытым всему человечеству на каждом конкретном этапе его развития.
Еще не раскрытое, но потенциально подлежащее раскрытию в будущем, называется "скрытое". Оно также подразделяется на два вида:
- скрытое, которое мы сможем раскрыть когда-либо в будущем в наших пяти органах чувств;
- скрытое, которое мы никогда не сможем раскрыть в наших пяти органах чувств.
Не раскрываемое в пяти органах чувств может быть раскрыто в шестом органе чувств. Каждый человек несет в себе зачаток шестого органа чувств, который он может развить. Методика развития шестого органа чувств называется "каббала". Наподобие ощущений тела и окружающего в пяти органах чувств, ощущение в шестом органе также состоит из двух составляющих:
- тела - называемого "душа";
- окружающего - называемого "высший мир".
Ощущение высшего мира воспринимается как ощущение вечности, совершенства, всезнания. И тогда человек видит, что три вышеупомянутые теории: веры, дуализма и отрицания, - являются исключительно плодом воображения человеческого разума, не достигшего подлинного духовного раскрытия.
*********************************************************
|
|
|
|
|
|
|
Здесь вы можете приобрести книги Михаэля Лайтмана. Можно заказать книги через интернет. |